Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Века над Окой»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Картина «Дворянский быт», Ломберный столик

Выставка
2
Открыть в приложении
#7
Картина «Дворянский быт», Ломберный столик
#10
Картина «Дворянский быт»
#9
История русской дворянской усадьбы началась во второй половине XVIII века. Во времена Петра I загородные имения, как правило, пустовали, поскольку их владельцы находились на службе в городе или за границей. Затем срок обязательной службы сократили и семьи стали жить в усадьбах круглый год.

Один из залов Орловского краеведческого музея посвящен эпохе расцвета дворянской усадьбы. Его центральным экспонатом стала картина неизвестного художника «Дворянский быт». Она поступила в губернский музей в 1919 году. Более 30 лет — с 1950-х по 1980-е годы — полотно находилось на реставрации в мастерских имени академика Игоря Грабаря в Москве.

В процессе работы реставраторы обнаружили, что на картине соединились два живописных слоя. Один был написан в конце XVIII века, а другой — в начале XIX столетия. Над ними работали разные художники. Специалисты предполагают, что они не были профессионалами.

Неизвестный живописец изобразил на картине дворянскую семью за обычными повседневными занятиями. Композиция картины решена необычным образом. На одном полотне художник разместил и кабинет хозяина усадьбы, и гостиную, и спальню, и детскую, и буфетную. Героями картины стали не только члены семьи, но и прислуга, и даже крестьяне. Их костюмы и прически позволяют датировать первый живописный слой 1780–1790 годами.

В первой четверти XIX века новое поколение владельцев, как считают эксперты, решило восстановить картину, и другой художник-самоучка частично обновил и переписал ее, добавив новые фигуры и детали.
В правом нижнем углу полотна изображен кабинет владельца усадьбы. За овальным столом в утреннем костюме сидит молодой помещик и что-то пишет гусиным пером. Перед ним стоит управляющий имением и держит в руках письмо, запечатанное сургучной печатью. Тут же изображены стоящие на коленях крестьяне, которые пришли к хозяину. Один из них держит свиток — по всей видимости, с прошением.

Ближе к центру изображена гостиная, в которой разворачиваются три жанровые сцены: молодые люди играют в карты, у окна за пяльцами сидит молодая помещица, а на диване расположился старый хозяин усадьбы. В спальне изображены кровать с пологом, собачка на коврике и пожилая женщина, а в детской старшая дочь хозяина играет на арфе.
#3
Полное наименование: Картина «Дворянский быт»
Дата создания: XVIII век
Техника: холст, масло
Место создания: Россия
Размеры: 139×188 см
№ Госкаталога: 11433743
Правообладатель изображений: БУКОО «Орловский краеведческий музей»
Коллекция: Живопись
#8
Ломберный столик
#11
Ломберный столик получил свое название от испанской карточной игры «ломбер». В XVI веке такие столики появились во Франции и Англии, а спустя два века игра и столик для нее стали популярны и в Российской империи.

Азартные карточные игры были одним из самых распространенных развлечений в России XIX века. Поэт Петр Вяземский писал:
#12
Нигде карты не вошли в такое употребление, как у нас: в русской жизни карты — одна из непреложных и неизбежных стихий. Везде более или менее встречается страсть к игре, но к игре так называемой азартной. Страстные игроки были везде и всегда. Драматические писатели выводили на сцене эту страсть со всеми ее пагубными последствиями. Умнейшие люди увлекались ею… Пушкин во время пребывания своего в Южной России куда-то ездил за несколько верст на бал, где надеялся увидеть предмет своей тогдашней любви. Приехал в город он до бала, сел понтировать и проиграл всю ночь до позднего утра, так что прогулял и все деньги свои, и бал, и любовь свою.
#13
Ломберный столик обивали сукном, чтобы карты не скользили. Для этого использовали лен, драп или бархат. Такое покрытие позволяло игрокам делать записи мелом прямо на столе: на шероховатой ткани они оставались дольше, чем на полированной древесине. Пометки стирали специальными круглыми щетками.
У ломберных столиков была симметричная квадратная столешница, а полки и перекладины практически отсутствовали. Так игрокам ничего не мешало и все они находились в равных условиях. Как правило, столики украшали резьбой или инкрустацией.

Со временем появились складные ломберные столики. Днем они стояли у стены, на них ставили статуэтки или вазы. А вечером, когда дома собирались гости, столики раскладывали таким образом, чтобы снаружи оказалась обитая сукном поверхность. В XIX веке также изобрели столики-трансформеры, у которых по принципу оригами складывались все четыре угла, и столики, столешница которых поворачивалась на 90 градусов.

Ломберные столы использовали практически для всех салонных карточных игр, в которых участвовало не более шести игроков. В XIX веке карты в России стали настолько популярны, что даже на почтовых станциях в гостевых комнатах, помимо постелей, ставили ломберные столы.

Со временем ломберные столики стали использовать не столько по прямому назначению, сколько как декоративный элемент интерьера. За ними пили чай и кофе, на них раскладывали журналы, ставили цветы.
#5
Полное наименование: Ломберный столик
Дата создания: XIX век
Техника: столярная, токарная работа, фанерование
Место создания: Россия
Правообладатель изображений: БУКОО «Орловский краеведческий музей»
Коллекция: Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Размеры: 81×75×99
Реставраторы: АО «Хромов и К»
#6
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Картина «Дворянский быт», Ломберный столик

Выставка
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%