Владислав Михайлович Грачёв (1937–2015) родился в Костроме. Еще во время обучения в Костромском художественном училище (1954–1958 годы) он пришел к пониманию, что концепция искусства как имитации отжила свой век.
Как бы подхватывая идеи, которые высказывались в начале ХХ столетия представителями русского авангарда, Владислав Михайлович обращался к разработке пластических возможностей цвета, линии, фактуры, искал свой неповторимый язык в искусстве, способный передать его индивидуальное мироощущение.
Ближе всего его художественному темпераменту оказалась графика. Она стала основным способом пластического мышления, познания видимого, средством формирования пространства, создания образа и настроения. Виртуозное владение линией блестяще сочеталось у Грачёва с даром колориста-импровизатора.
В свободной непринужденной манере художник выстраивал изысканные цветовые гармонии и ритмы. Он использовал текучие краски гуаши, смешивал их в самых неожиданных сочетаниях. Одной из наиболее значительных в его творчестве стала серия «Разрушение культурного слоя. Фрески». Над ней он работал с 1985 по 1997 год.
В основу серии была положена философская идея осмысления духовных традиций и значимости древнерусской эстетики. Разрушение в данном контексте может рассматриваться и как утрата духовных ценностей, и как разрушение древнерусской фигуративной изобразительности, которая, теряя свою прежнюю структуру, дает жизнь новой, абстрактной, основу которой составляют те же гармония и звучность цвета, плавность и изящность линий. В композицию листов серии автор включил фрагменты разрушающихся под воздействием времени фресок, которые он наблюдал во многих храмах.
В экспозиции музея представлена работа из этой серии — «Борис и Глеб». Владислав Грачёв создал ее в середине 1990-х годов. Автор поместил стилизованные фигуры святых Бориса и Глеба в пространство, организованное цветовыми пятнами, как бы соскользнувшими с их пылающих звонкими красками одеяний.
Владислав Михайлович принадлежал к числу тех художников, кого природа наделила даром чувствовать импульсы своего времени, для кого поиск новых форм в творчестве был единственно возможным способом существования в искусстве.