Кережа с полным основанием относится к древнейшему типу саней, представляя из себя нечто среднее между лодкой и лыжами. Распространены были повсеместно — как у саамов Кольского полуострова, так и у зарубежных представителей народа.
Внешне кережа напоминает узкую лодку со срезанной кормой. Кережа и строилась как лодка, как маленький корабль. Центром кережи служит гнутый березовый или еловый полоз (эль). По полозу расположены пять пар из семи гнутых ребер, к которым с обеих сторон параллельно полозу прибиты по три-четыре узкие доски, составляющие борта кережи. Конусообразный нос слегка приподнят, чтобы кережа не зарывалась в снег, спинка отогнута для удобства ездока. На спинке кережи, обычно орнаментированной, было ввернуто железное кольцо для привязи оленей при путешествии райдой (вереницей). Еще в недавнем прошлом борта кережи сшивались древесными корнями или деревянными гвоздями.
Существовали кережи ездовые и грузовые. По габаритам грузовая кережа была больше ездовой. В бортах кережи, ближе к носу, делали по четыре кожаные петли для закрепления багажа. Впрягаемый в кережу олень мог везти не более 100 килограммов груза вместе с человеком.
Во время переездов в переднюю часть кережи клали для тепла сухую траву, ноги оборачивали в оленью шкуру и заматывали ремнем, пользуясь мочками по бортам. Ездок сидел в кереже, облокотившись на спинку и вытянув ноги вперед (иногда свесив левую ногу через борт). Для тепла и большей безопасности (при езде кережа переваливалась с боку на бок) в передней ее части сооружали полог, закрепленный ремнями. Есть сведения, что в давние времена полоз кережи снизу был полукруглым, что усиливало раскачивание кережи при езде, поэтому ездок привязывал себя ремнями или веревками.