Хакасия расположена в Южной Сибири на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины. Здесь встречаются разные природно-ландшафтные зоны: от полупустынь до высокогорья альпийских лугов и тундр. Такое разнообразие и относительно мягкий климат котловины способствовали тому, что на этой территории во все эпохи плотность населения была чуть выше, чем в других регионах Сибири.
Точное количество памятников археологии Хакасии подсчитать трудно, здесь находятся около 13 тысяч объектов: стоянки, святилища, курганы, городища, стелы, крепости. Это делает Хакасию обладательницей крупнейшего в Сибири археологического фонда.
Исследователи предполагают, что первые поселения появились здесь больше 300 тысяч лет назад. Самые древние находки датируются более поздним периодом — около 100 тысяч лет до нашей эры.
В середине III тысячелетия до нашей эры на территорию Хакасии с запада пришли европеоидные племена. Они разводили домашний скот и занимались примитивным земледелием. Древние поселенцы были язычниками.
Каменные истуканы, по одной из версий, возникли как идолы-обереги, по другой — как олицетворение умершего предка. Устанавливали изваяние предположительно на местах погребения, курганах. Главным элементом изваяния была личина — маска, схематическое изображение лица.
Древние умельцы не только наносили изображения на камень, но и пытались придать им объем. Для своих произведений ваятели выбирали каменные удлиненные глыбы. В качестве материала в основном использовался песчаник, а также гранит.
«Киме тас» (в переводе с хакасского — «каменная лодка») — самое высокое каменное изваяние из известных скульптур эпохи ранней бронзы в Хакасии. Выполнили его из цельного куска красного песчаника. Этот памятник обнаружили в 1960-х годах, изваяние лежало на обочине проселочной дороги в 600 метрах к северо-западу от отрогов горы Хызыл-Хас близ озера Черное.
По центру столбовидного камня высечена личина, она разделена на три части горизонтальными линиями. У этого идола также можно увидеть «коровьи рога», стилизованные звериные уши. В традиционной хакасской культуре существует предание, записанное этнографом Виктором Бутанаевым: изваяние служило культовой коновязью для лошадей горных духов. Коновязью называют камень, к которому привязывают коней во время стоянок.
Точное количество памятников археологии Хакасии подсчитать трудно, здесь находятся около 13 тысяч объектов: стоянки, святилища, курганы, городища, стелы, крепости. Это делает Хакасию обладательницей крупнейшего в Сибири археологического фонда.
Исследователи предполагают, что первые поселения появились здесь больше 300 тысяч лет назад. Самые древние находки датируются более поздним периодом — около 100 тысяч лет до нашей эры.
В середине III тысячелетия до нашей эры на территорию Хакасии с запада пришли европеоидные племена. Они разводили домашний скот и занимались примитивным земледелием. Древние поселенцы были язычниками.
Каменные истуканы, по одной из версий, возникли как идолы-обереги, по другой — как олицетворение умершего предка. Устанавливали изваяние предположительно на местах погребения, курганах. Главным элементом изваяния была личина — маска, схематическое изображение лица.
Древние умельцы не только наносили изображения на камень, но и пытались придать им объем. Для своих произведений ваятели выбирали каменные удлиненные глыбы. В качестве материала в основном использовался песчаник, а также гранит.
«Киме тас» (в переводе с хакасского — «каменная лодка») — самое высокое каменное изваяние из известных скульптур эпохи ранней бронзы в Хакасии. Выполнили его из цельного куска красного песчаника. Этот памятник обнаружили в 1960-х годах, изваяние лежало на обочине проселочной дороги в 600 метрах к северо-западу от отрогов горы Хызыл-Хас близ озера Черное.
По центру столбовидного камня высечена личина, она разделена на три части горизонтальными линиями. У этого идола также можно увидеть «коровьи рога», стилизованные звериные уши. В традиционной хакасской культуре существует предание, записанное этнографом Виктором Бутанаевым: изваяние служило культовой коновязью для лошадей горных духов. Коновязью называют камень, к которому привязывают коней во время стоянок.