Дореволюционный кирпич без клейма производителя появился в коллекции музея благодаря жителю Таганрога, который подобрал его из осыпавшейся части главного фасада здания старого железнодорожного вокзала. Рядом, в той же витрине, представлены напольные плитки, которые относятся к оформлению внутренних помещений этого здания.
Проведение через Таганрог железной дороги было чрезвычайно важным событием в экономике города, поскольку морская перевозка на тот момент была не способна удовлетворить все потребности торговли. Решающую роль в появлении железнодорожного сообщения сыграл Яков Соломонович Поляков, банкир, предприниматель и основатель собственного торгового дома.
В 1868 году он заключил с правительством договор о постройке дороги от Курска до Ростова через Харьков, Лозовую, Горловку и Таганрог. Вся линия имела общую протяженность в 763 версты, то есть более 800 километров. Масштабный проект удалось осуществить в рекордно короткий срок, всего за 20 месяцев. Курско-Харьково-Азовская железная дорога соединила Центральную Россию с Донбассом и портами Азовского и Чёрного морей, охватив обширный хлебородный район от Курска до Приазовья.
Здание вокзала 1869 года постройки — одно из ранних общественных сооружений в городе — выполнили в кирпичном стиле, характерном для рациональной архитектуры последней трети XIX века: без применения штукатурки, с использованием мотивов узорчатой кладки на фасаде. К вытянутому двухэтажному зданию с двух сторон добавили боковые ризалиты — части, выступающие за основную линию фасада.
В центральной части первого этажа находился сквозной проход, который имел выходы на привокзальную площадь и перрон. В левой части здания располагался просторный зал ожидания, предназначенный для пассажиров III класса, с противоположной стороны — помещения для пассажиров I и II классов, а также так называемый императорский зал. Перед зданием вокзала простиралась Ярмарочная площадь, в настоящее время — площадь Восстания.