Получившие широкое распространение в конце XIX века печатные иконы относились к разряду недорогих и общедоступных. Наряду с подокладницами — образами, на которых из экономии прописывали только лики и руки святых, а остальные детали были изображены на покрывающем деревянную доску жестяном окладе, — отпечатанные иконы отличались высокой скоростью изготовления и экономичностью. Они уступали качеством исполнения образам из профессиональных иконописных мастерских, расположенных при монастырях, однако это компенсировалось низкой ценой.
К началу следующего столетия изготовители подобных икон нашли способ еще более удешевить свою продукцию: жестяные оклады сменились на накладки из фольги. Такие иконы стали именоваться «подфолежные»; на окладах из фольги печатались дополнительные изображения — иконы праздников или святых, которых относили к угодникам, скорым на оказание помощи.
В народной среде самыми скорыми помощниками считались святые «демоноборцы», охраняющие человека от воздействия злых сил; их изображения были самыми почитаемыми. Одним из святых «демоноборцев» является Архангел Михаил.
В коллекции Музейного комплекса города Куйбышева хранится фрагмент оформления оклада иконы, на котором отпечатано клеймо «Архистратиг Михаил». Этот фрагмент представляет собой пластину из металлической фольги с плоским овалом посредине. Внутри рельефной узорчатой рамки с помощью печатных пластин черной краской нанесен образ Архангела Михаила.
На иконе изображен поясной образ Архангела Михаила с легким разворотом вправо в военных доспехах со шлемом на голове. О его ангельской природе свидетельствуют широко распахнутые крылья за спиной. В правой руке архангел держит огненный плащ, в левой руке — щит с изображением Всевидящего ока и трех громовых стрел.
Над головой святого — нимб. В верхней центральной части овала напечатано название иконы.
К началу следующего столетия изготовители подобных икон нашли способ еще более удешевить свою продукцию: жестяные оклады сменились на накладки из фольги. Такие иконы стали именоваться «подфолежные»; на окладах из фольги печатались дополнительные изображения — иконы праздников или святых, которых относили к угодникам, скорым на оказание помощи.
В народной среде самыми скорыми помощниками считались святые «демоноборцы», охраняющие человека от воздействия злых сил; их изображения были самыми почитаемыми. Одним из святых «демоноборцев» является Архангел Михаил.
В коллекции Музейного комплекса города Куйбышева хранится фрагмент оформления оклада иконы, на котором отпечатано клеймо «Архистратиг Михаил». Этот фрагмент представляет собой пластину из металлической фольги с плоским овалом посредине. Внутри рельефной узорчатой рамки с помощью печатных пластин черной краской нанесен образ Архангела Михаила.
Архангел Михаил, которого в православии также называют архистратиг (что значит «верховный военачальник»), — это полководец, воевода верных Богу ангелов, победоносный враг сатаны, победитель зла. Он издревле считался покровителем воинов, бьющихся за правое дело.
На иконе изображен поясной образ Архангела Михаила с легким разворотом вправо в военных доспехах со шлемом на голове. О его ангельской природе свидетельствуют широко распахнутые крылья за спиной. В правой руке архангел держит огненный плащ, в левой руке — щит с изображением Всевидящего ока и трех громовых стрел.
Над головой святого — нимб. В верхней центральной части овала напечатано название иконы.