Ввиду трудоемкости изготовления и высокой стоимости икон, написанных специальными мастерами при храмах, в конце XIX века широкое распространение получили печатные изображения святых. Их производство не являлось особо затратным — литографии на бумаге или металлической пластине стоили дешево. Также недорогим был жестяной оклад, которым украшали икону сверху. В начале XX века для большей экономии оклады из жести стали заменять окладами из фольги, на которых печатали лики святых, изображения угодников и мучеников, житийные истории и библейские сюжеты.
В коллекции Музейного комплекса города Куйбышева есть подобное печатное изображение — клеймо «Святитель Василий Великий, святитель Григорий Богослов, святитель Иоанн Златоуст». Оно являлось фрагментом оформления оклада иконы, предположительно, аналойной. Клеймо было отштамповано в период массового производства недорогих «народных» икон в начале XX века. Однако точная дата и место его печати неизвестно.
Клеймо представляет собой квадратную пластину из металлической фольги, в центре которой размещен вдавленный плоский овал, обрамленный рельефной рамкой с узором «лопатка». В центре овала черной краской отпечатан рисунок — фронтальное изображение трех мужских фигур в полный рост в архиерейском облачении.
Это Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст — величайшие христианские святители, иерархи православия, которых называют Отцами Церкви. Все трое прославились огромным вкладом в развитие христианского вероучения и укреплением положения веры.
Справа — Василий Великий. Прозванный так еще при жизни, Василий Великий оставил большое литературное наследие, но основной его заслугой считают создание чина литургии, главной службы христианской церкви.
В центре — Григорий Богослов. В своих учениях он раскрывал суть православного учения о Боге, за что был наречен Богословом.
Слева — Иоанн Златоуст. Он был продолжателем труда Василия Великого и оставил свой вариант литургии, а также удивительной красоты и убедительности проповеди, за что и получил свое прозвище.
Фигуры святителей устремлены к центру. Архиерейское облачение святых украшено крупным цветочным орнаментом, что характерно для южных областей России. Над фигурами в верхней части овала — полустертое изображение Бога Отца в облаках.
В коллекции Музейного комплекса города Куйбышева есть подобное печатное изображение — клеймо «Святитель Василий Великий, святитель Григорий Богослов, святитель Иоанн Златоуст». Оно являлось фрагментом оформления оклада иконы, предположительно, аналойной. Клеймо было отштамповано в период массового производства недорогих «народных» икон в начале XX века. Однако точная дата и место его печати неизвестно.
Клеймо представляет собой квадратную пластину из металлической фольги, в центре которой размещен вдавленный плоский овал, обрамленный рельефной рамкой с узором «лопатка». В центре овала черной краской отпечатан рисунок — фронтальное изображение трех мужских фигур в полный рост в архиерейском облачении.
Это Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст — величайшие христианские святители, иерархи православия, которых называют Отцами Церкви. Все трое прославились огромным вкладом в развитие христианского вероучения и укреплением положения веры.
Справа — Василий Великий. Прозванный так еще при жизни, Василий Великий оставил большое литературное наследие, но основной его заслугой считают создание чина литургии, главной службы христианской церкви.
В центре — Григорий Богослов. В своих учениях он раскрывал суть православного учения о Боге, за что был наречен Богословом.
Слева — Иоанн Златоуст. Он был продолжателем труда Василия Великого и оставил свой вариант литургии, а также удивительной красоты и убедительности проповеди, за что и получил свое прозвище.
Фигуры святителей устремлены к центру. Архиерейское облачение святых украшено крупным цветочным орнаментом, что характерно для южных областей России. Над фигурами в верхней части овала — полустертое изображение Бога Отца в облаках.