Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Зарайский кремль. Живопись и графика»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Князья Голицыны

Время создания
Последняя четверть XVIII век
Место создания
Россия
Размер
28х23, 30х24, 27,5х22,5
Техника
Холст, пастель, масло
2
Открыть в приложении
#1
Иохан Барду, неизвестный художник
Портреты князей Голицыных
#6
Иохан Барду
Портрет А.А. де Лицына
#7
Александр Александрович де Лицын (1768–1789) был внебрачным сыном князя Александра Михайловича Голицына и венгерской графини фон Клюпфель. Благодаря хлопотам своего отца он, как и две его сестры, получил дворянство от императора Священной Римской империи Иосифа II. Затем, по именному указу Екатерины II, все трое были приняты в подданство России.

На портрете мы видим молодого офицера в белом пудреном парике, его взгляд серьезен, но на губах играет легкая улыбка. Молодому человеку здесь не более 20 лет. На нем — мундир Ярославского пехотного полка, в котором он занимал должность полковника. С 1785 года Александр де Лицын был женат на княгине Анне Александровне Грузинской, дочери грузинского царевича Александра Бакаровича Багратион-Грузинского. Она следовала за мужем в его военных походах в русско-турецкой войне 1787–1791 годов. К сожалению, брак, как и жизнь Александра де Лицына, продлились недолго — он был тяжело ранен при штурме Очакова в декабре 1788 года, и в следующем году скончался.

Портрет Александра Александровича де Лицына — одна из двух хранящихся в музее оригинальных работ швейцарского художника-пастелиста Иоханна Барду. В России пастельный портрет долгое время считался занятием иностранных художников: русских пастелистов XVIII века, помимо Гавриила Ивановича Скородумова, практически не было. Этот вид искусства получил более широкое распространение во второй половине XVIII века. В основном, пастель применяли для исполнения камерных портретов. В числе тех, кто отдавал дань уважения таким работам, были знаменитые русские портретисты Дмитрий Григорьевич Левицкий и Федор Степанович Рокотов.

Биография и произведения художника Иоханна Барду почти не изучены. Известно, что он обучался в Берлинской академии художеств, а с 1780-х годов работал в России. Писал в основном произведения небольших размеров в форме восьмиугольника.

Из работ Барду особенно известны портреты императрицы Екатерины II и князя Александра Михайловича Голицына, написанные им в 1775 году в Варшаве.
#8
Иохан Барду
Портрет князя М.П. Голицына
#10
Князь Михаил Петрович Голицын — тайный советник, шталмейстер, действительный камергер и библиоман из рода Голицыных. Князь дважды занимал пост богородского уездного предводителя дворянства. Его отец, Петр Михайлович Голицын, был одним из руководителей подавления Пугачевского восстания и являлся обладателем ряда почетных военных наград. Сын же, Михаил, служил при дворе, но не продвинулся на этом поприще. Получив чин действительного камергера в 1806 году, он вышел в отставку и переехал в Москву.

Настоящей страстью князя Михаила Голицына было коллекционирование. Многие придворные чиновники Петербурга заранее обустраивали себе особняки в Москве, куда переезжали, окончив службу. Все они обставляли свои дома с особым вкусом, украшая их разнообразными предметами искусства и роскоши. Однако даже в этом многообразии коллекция Голицына стояла особняком, ведь именно его дом современники называли «московским Эрмитажем».

Князь подходил к составлению своей коллекции очень серьезно, он принимал участие практически во всех аукционах начала XIX века. Именно там Голицын становился обладателем большого количества интересных и редких произведений. На подобных мероприятиях он покупал отдельные вещи, относящиеся к собраниям московских коллекционеров: Николая Федоровича Хитрово, Михаила Михайловича Голицына, Петра Гавриловича Головкина и других. Участвовал князь и в распродаже галереи Голицынской больницы в 1817–1818 годах. Среди основных произведений в коллекции Михаила Петровича были работы фламандской школы: полотна Питера Пауля Рубенса, Давида Тенирса, Якоба ван Рёйсдала и других известных авторов. Были в коллекции графа и картины итальянского живописца Антонио да Корреджо. Также в собрание Голицына входили античные скульптуры и огромная библиотека со множеством редких изданий и рукописей.

Предметы искусства хранились в городской усадьбе Голицына на Старой Басманной улице в Москве, а также в подмосковной усадьбе Пехра-Яковлевское.

Конечно, имея такое дорогостоящее увлечение, князь в конце концов разорился, и после 1825 года был вынужден распродать свою коллекцию. Богатейшую библиотеку, в которую входили книги на европейских языках, князь перевез в Париж. В 1825 году он издал каталог своего книжного собрания и все распродал с аукциона. Умер Михаил Голицын в бедности, будучи на попечении двоюродного брата Сергея Михайловича Голицына.
#9
Автор неизвестен
Портрет княгини Д.А. Голицыной
#11
Княгиня Дарья Алексеевна Голицына (1724–1798) являлась младшей дочерью князя Алексея Матвеевича Гагарина от брака с Анной Петровной Шафировой. Была фрейлиной Елизаветы Петровны, а позже была назначена вместе со своей сестрой состоять при великой княгине Екатерине Алексеевне. После смерти сестры в 1746 году, Дарья Алексеевна вышла замуж за Александра Михайловича Голицына, до этого сватавшегося к сестре. Княгиня завоевала сердце не только генерал-адъютанта Голицына, но и будущей императрицы. Хотя она и состояла при великой княгине гораздо меньше времени, чем старшая ее сестра, но пользовалась большой приязнью Екатерины.

В 1773 году княгиня Голицына была пожалована в статс-дамы — высшее придворное звание женщины, состоящей при царице. А также была награждена Орденом Святой Екатерины — фактически, вторым по старшинству орденом Российской империи в то время.

Дарья Алексеевна вела активную социальную жизнь: устраивала балы, всевозможные концерты и домашние спектакли, на которых можно было увидеть французские комедии.

Портрет, который находится в музее «Зарайский кремль», является уменьшенной копией с утраченной работы шведского художника-портретиста Александра Рослина. С 1755 по 1777 год Рослин жил и работал в России, где выполнил большое количество портретов императорской семьи и другой знати. Художнику особенно удавалось передать детали кружев, тканей, отделки костюмов и иных аксессуаров. Шведский мастер пользовался популярностью у парижан и выполнял большое количество портретов своих современников.

Портрет кисти Рослина не сохранился, но копия, сделанная неизвестным художником, обладает достаточно высоким уровнем исполнения. Картина прекрасно передает блеск живого обаяния светской львицы. Взор темных глаз княгини дышит умом и энергией, выражение лица не лишено легкой доли кокетства. Дарья Голицына изображена с миниатюрным портретом Екатерины II — знаком ее особого положения. Все аксессуары княгини написаны с большим мастерством и точностью, что говорит о высоком уровне неизвестного живописца-копииста.

Портрет поступил из имения Богдановых Зарайского уезда в 1920-е годы.
#12
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Князья Голицыны

Время создания
Последняя четверть XVIII век
Место создания
Россия
Размер
28х23, 30х24, 27,5х22,5
Техника
Холст, пастель, масло
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%