Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Енисейская губерния в XIX–XX веках»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Кольца, Свечи, Веточка флёрдоранжа

1
Открыть в приложении
#1
Кольца, Свечи, Веточка флёрдоранжа
#2

Кольца обручальные

#12
#3
В собрании музея представлены обручальные кольца конца XIX века. Они считаются одним из главных атрибутов свадебного ритуала и будущей семейной жизни вступающих в брак. Этому украшению посвящено много песен, с ним связано великое множество легенд и различных примет. Его называют символом счастья и верности.

Впервые обручальные кольца начали носить еще в Древнем Египте. Согласно легендам, именно египтяне надели украшение на безымянный палец левой руки, потому что оттуда проистекает так называемая вена любви. Под «веной любви» они понимали линию на руке, идущую от безымянного пальца к сгибу ладони. Однако согласно другой версии обручальные кольца появились и получили широкое распространение в античной культуре. Носили их замужние женщины, и, по сути, кольцо являлось своеобразным знаком, что женщина уже принадлежит конкретному мужчине. Мужское обручальное кольцо в сравнении с женским появилось относительно недавно. Ему примерно две сотни лет.

Во всех культурах обручальное кольцо имеет глубокий символический смысл. У него нет ни начала, ни конца, по форме оно представляет собой замкнутый круг, который символизирует вечность. Одновременно с этим в древних культурах круг был символом небесных светил — Солнца и Луны, которые в свою очередь воспринимались как божества. Также часто отверстия кольца рассматривают как врата в некий иной мир. Благородный металл, из которого изготавливались кольца, служил символом чистоты и непорочности. На обручальных кольцах могут содержаться орнаменты изображения и надписи, которые имеют символическое значение для пары.

В Европе издревле существовала традиция носить два кольца — обручальное, которое жених преподносил своей невесте во время помолвки, и свадебное, которое молодожены надевали друг другу во время обряда. В российском обществе было принято носить одно кольцо. Но немногие могли позволить себе золотые кольца, украшенные драгоценными камнями. Большинству жителей страны это было не по карману, и вместо золотых колец они использовали медные. Внешне медь очень напоминала золото, а стоила в разы дешевле. Именно такой экземпляр и хранится в музее. Подобные кольца делали как кустарным способом, используя медные пластины или монеты, так и прибегая к помощи кузнеца.
#4
Полное наименование предмета: Кольца обручальные
Дата создания: конец XIX века
Техника: пайка, шлифовка
Место создания: Туруханский край
Владелец коллекции: Красноярский краевой краеведческий музей
Физические размеры: Диаметр — 2,2 см
Номер в Госкаталоге: 17473792
#5

Венчальные свечи

#13
#6
Венчальные свечи считаются одним из главных атрибутов православного обряда бракосочетания. Во время совершения таинства молодожены держат свечи в руках. По традиции перед обрядом венчания их покупал тысяцкий, то есть крестный отец жениха. После обряда свечи бережно хранились супругами на протяжении всей жизни. Иногда их крепили к иконе.

Всего бывает два вида венчальных свечей — восковые и парафиновые. Восковые считаются наиболее качественными и безопасными, потому что производятся из натурального материала. Во время обряда такие свечи не сгорают полностью, а потихоньку плавятся. Они обычно имеют желтый оттенок, что не очень нравится молодоженам. В коллекции музея представлены парафиновые свечи, которые делают из синтетического вещества. Они обычно белого или полупрозрачного цвета.

Впервые парафин был получен в 1830 году немецким химиком Карлом фон Рейхенбахом в ходе разработки средств очистки нефти. Единственный недостаток этого материала — низкая температура плавления. Из-за этого парафиновые свечи оплывали раньше, чем сгорали. Однако этот недостаток удалось устранить, добавив в него вещество стеарин. В итоге стеариновые свечи быстро вытеснили традиционные восковые.

Православный обряд венчания — довольно длительный процесс. Он может продолжаться более часа. Суть его заключается в благословении новой семьи. Следуя за священником, жених и невеста с зажженными свечами входят на середину храма. Хор встречает их пением. Священник благословляет молодую семью и произносит соответствующие молитвы.

Также для прохождения обряда необходимо две иконы: Пресвятой Богородицы и Спасителя. Обычно они передаются из поколения в поколение и считаются символом крепкой семьи. Иконы нужны для благословения молодоженов на счастливую семейную жизнь. Во время венчания на них накидывают два вышитых полотенца. Обязательным атрибутом считается и маленький коврик (или рушник), на который жених и невеста встают перед алтарем.

Свечи в обряде выступают как символ любви и взаимопонимания, а также своеобразный оберег от семейных неурядиц в будущем. Они могут быть как простыми, без украшений, так и декорированными. Для украшения используют цепочки, стеклярус, кружева, ленточки, ткань. Важно лишь, чтобы элементы декора были парными, как два кольца. Зажигать венчальные свечи после обряда венчания принято по праздникам — например, в годовщину свадьбы.

Со свечами также связано множество суеверий. Так, например, погасшая венчальная свеча предвещает новой семье всевозможные неприятности: трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов.
#7
Полное наименование предмета: Венчальные свечи
Дата создания: 1902 год
Техника: фабричное производство
Место создания: Красноярск
Владелец коллекции: Красноярский краевой краеведческий музей
Физические размеры: Длина — 26,5 см
#8

Веточка флёрдоранжа к свадебному букету невесты

#14
#9
Свадьба — один из важнейших семейных ритуалов, оформляющий вступление в брак и создание новой семьи. В разные эпохи и у разных народов имелись свои особенности и неотъемлемые атрибуты этого обряда. Большую важность имеют даже малейшие детали — в том числе и праздничные украшения невесты. Одним из непременных атрибутов женского свадебного убора считаются цветы. В коллекции музея хранится веточка флердоранжа начала XX века.

Изначально так называли цветки померанцевого дерева, которые служили частью свадебного наряда невесты в разных странах. Они могли вплетаться в венок, украшать платье или составлять свадебный букет. Во многих странах белые цветы флердоранжа символизируют чистоту и непорочность.

Согласно греческой мифологии накануне свадьбы бог грома Зевс преподнес своей будущей жене Гере в качестве подарка прекрасный апельсиновый сад. Она же решила использовать подарок своего избранника, чтобы сохранить его любовь на долгие годы. Для того, чтобы привлечь Зевса, который питал страсть к молодым красавицам, Гера каждый день посещала апельсиновую рощу и вдыхала аромат распустившихся цветов. Этот ритуал возвращал ей молодость и красоту.

В христианстве флердоранж символизирует одновременно невинность и плодородие и считается таким образом символом непорочного зачатия. Эта метафора связана с тем, что цветы и плоды апельсина могут одновременно появляться на одном дереве.

Сам обычай использовать цветы апельсинового дерева в свадебном обряде возник в Англии в XVII веке. В тот период эти цветы начали прикреплять на фату и подол свадебных платьев придворных дам. Оживила моду на цветки дикого апельсина Виктория — королева Великобритании, которая в 1840 году вышла замуж за принца Альберта в фате, декорированной флердоранжем, и украшениях с элементами этих цветов. Флердоранж стал неотъемлемым элементом королевских свадеб.

Вскоре традиция распространилась по всей Европе и дошла до России. Однако в нашей стране апельсиновые цветы были редкими и дорогими. Не каждая девушка могла себе их позволить. Поэтому на замену стали применять искусственные цветы, сделанные из воска, атласа, бумаги и других материалов.

Право на венок из померанцевых цветов имела лишь девушка, впервые выходящая замуж. Вдовы и женщины, венчающиеся вторично, украшали себя розами и ландышами. Традиция декорировать платье или прическу невесты флердоранжем сохранилась и в наше время.
#10
Полное наименование предмета: Веточка флёрдоранжа к свадебному букету невесты
Дата создания: 1913 год
Техника: ручная работа
Место создания: Российская империя
Владелец коллекции: Красноярский краевой краеведческий музей
Физические размеры: Длина — 24 см
Номер в Госкаталоге: 7478030
#11
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Кольца, Свечи, Веточка флёрдоранжа

1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%