На строительстве № 501 широко использовался гужевой транспорт. Это вид упряжного транспорта как грузового, так и пассажирского, в котором транспортные средства (повозки) приводятся в движение животными. Например, в 35 км южнее Надымского причала, у правого берега р. Хейгияха (Лонгъюган) была построена женская лесоповальная колонна. Женщины, так называемые «указницы» (осуждённые по 58-й статье УК РСФСР), валили лес и вывозили его в нужное место, используя лошадей. «Рабгужсила» — сокращенное обозначение людских и конских ресурсов. В ГУЛАГе люди и лошади были расходным материалом и становились обузой, как только из-за плохого питания и тяжёлого труда приходили в состояние, не позволявшее продолжать работу. Вывозка, то есть транспортировка древесины от места рубки к железной дороге или сплавным пунктам, была важнейшим звеном лесозаготовительной цепочки. В 1930-1940-х годах для этого всё ещё использовался в основном гужевой транспорт. Вместе с лагерями появилась и лагерная «гужсила». Из-за отсутствия выпасов, плохой работы снабженческих служб, хищения корма и безответственного отношения состояние «гужсилы» в лагерях ГУЛАГа было довольно плачевным.
Колесо от телеги
Время создания
первая половина ХХ века
Размер
121x121x5 см
Техника
дерево, железо, ковка
Коллекция
Выставка
0
Открыть в приложении#2
Колесо — одно из величайших изобретений человечества — известно примерно с середины IV тысячелетия до нашей эры. Первоначально колесо представляло собой диск, насаженный на ось. Во II тысячелетии до нашей эры конструкция его совершенствуется: появляется колесо со спицами, ступицей и гнутым ободом. Позднее для увеличения прочности колеса стал применяться металлический обод. Колесо является основным элементом колёсной платформы телеги и предназначается, как правило, для гужевых повозок.
Колесо от телеги. Изготовлено из дерева. Состоит из ступицы, спиц и обода. Основная часть — ступица в виде большого цилиндра с просверленным вдоль корпуса отверстием для оси. По средней части ступицы проделаны отверстия для спиц. Спицы в количестве 12 штук представляют собой деревянные планки прямоугольного сечения. Спицы одним концом вставляются в ступицу, другим в обод. Концы спиц выполняются шипами для крепления в гнездах ступицы и обода. Обод колеса — гнутый брус с гнёздами для спиц. Внешний обод деревянный, рабочая сторона обита железом, которое скреплено с колесом с помощью 12 железных крепежей. Диаметр колеса — 121 см. На деревянном обруче стоит клеймо «буква „S“ в треугольнике» и «1936». В верхней части напротив клейма деревянный обод повреждён, две спицы отошли от крепления. Колесо было найдено на территории лагпункта «Карась» строительства № 501, берег реки Лимби-Яха в 1990 г. в результате экспедиционных сборов. Передано в фонды филиала МАУК «МИиА» — «Дом природы» Н.В. Третьяковой.
читать дальшескрыть
Колесо от телеги
Время создания
первая половина ХХ века
Размер
121x121x5 см
Техника
дерево, железо, ковка
Коллекция
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться