Когда появилась первая люлька? Наверное, тогда же, когда появился первый человек. Ребенок привыкал к укачиваниям, еще находясь в тепле маминого животика, но не всегда занятая мама могла позволить себе укачивать новорожденного на руках. Люлька-зыбка — подвесная или установленная на пол кроватка, служившая малышу первым домом. Здесь он засыпал и просыпался, агукал, рос и познавал мир.
Сотни лет назад народы Сибири верили, что первый человек был спущен богами с неба в узорчатой колыбельке на золотой цепи. Каждая существующая на Земле люлька была создана по ее подобию. Каждый новорожденный повторял путь первого человека.
При этом до появления зубов и собственного имени младенец считался беззащитным, его могли захватить злые духи. Люлька оберегала малыша сама по себе, к тому же для отпугивания нечисти под нее клали нож, спички, точильный камень. Подвешивание люльки над землей считалось верным способом для защиты малыша от злых нижних духов.
Рядом с ребенком иногда укладывали полено, приговаривая: «Спи, малыш, спи так же крепко, как и это поленце». Очень важно было угодить Будихе — злобному, но неопасному духу, который будил малышей просто так, ради своего удовольствия. Для Будихи в люльке оставлялись сладости, если ребенок продолжал спать беспокойно, зыбку перевешивали на новое место.
Именно потому, что зыбка считалась сильным языческим оберегом, православные священники запрещали класть в нее малыша до крещения. В христианских семьях люльки украшались вырезанными крестами и небольшими иконками.
Еще с языческих времен люльку запрещалось делать из осины. Это дерево считалось дружным с нечистью, оно могло помешать счастливой и долгой жизни малыша. Чаще всего зыбку делали из коры липы, камыша, сосновой дранки, луба. В некоторых селах было принято, чтобы отец ребенка лично выбирал дерево, причем заходил при этом подальше в лес, если хотел, чтобы семья была большой и крепкой, а в этой люльке выросло множество будущих малышей.
Если была возможность, зыбку заказывали у мастера-люлечника, который делал работу не просто качественно, но с добрым сердцем и молитвой. Стоили такие люльки недешево, и позволить себе их могла далеко не каждая семья.
Чаще всего люльку вешали в задней части избы, за подтопком. В бревно, на котором держались доски потолка, вбивали кольцо. К нему крепили качок, виток толстой проволоки, и уже на нее подвешивалась зыбка.
Качать зыбку было не так просто, как кажется на первый взгляд. При резком, неправильном движении малыш мог просто выпасть. «Рулить» зыбкой часто учили девочек лет 8–10, им поручалась важная роль по успокаиванию младенца. Пустую колыбель категорически запрещалось раскачивать, чтобы не сделать младенца болезненным и беспокойным. Это правило сохранилось и до наших дней.
Во многих семьях кроватки-колыски имели статус семейной реликвии, передавались из поколения в поколение. В одной люльке могло вырасти более 10 детей.
Сотни лет назад народы Сибири верили, что первый человек был спущен богами с неба в узорчатой колыбельке на золотой цепи. Каждая существующая на Земле люлька была создана по ее подобию. Каждый новорожденный повторял путь первого человека.
При этом до появления зубов и собственного имени младенец считался беззащитным, его могли захватить злые духи. Люлька оберегала малыша сама по себе, к тому же для отпугивания нечисти под нее клали нож, спички, точильный камень. Подвешивание люльки над землей считалось верным способом для защиты малыша от злых нижних духов.
Рядом с ребенком иногда укладывали полено, приговаривая: «Спи, малыш, спи так же крепко, как и это поленце». Очень важно было угодить Будихе — злобному, но неопасному духу, который будил малышей просто так, ради своего удовольствия. Для Будихи в люльке оставлялись сладости, если ребенок продолжал спать беспокойно, зыбку перевешивали на новое место.
Именно потому, что зыбка считалась сильным языческим оберегом, православные священники запрещали класть в нее малыша до крещения. В христианских семьях люльки украшались вырезанными крестами и небольшими иконками.
Еще с языческих времен люльку запрещалось делать из осины. Это дерево считалось дружным с нечистью, оно могло помешать счастливой и долгой жизни малыша. Чаще всего зыбку делали из коры липы, камыша, сосновой дранки, луба. В некоторых селах было принято, чтобы отец ребенка лично выбирал дерево, причем заходил при этом подальше в лес, если хотел, чтобы семья была большой и крепкой, а в этой люльке выросло множество будущих малышей.
Если была возможность, зыбку заказывали у мастера-люлечника, который делал работу не просто качественно, но с добрым сердцем и молитвой. Стоили такие люльки недешево, и позволить себе их могла далеко не каждая семья.
Чаще всего люльку вешали в задней части избы, за подтопком. В бревно, на котором держались доски потолка, вбивали кольцо. К нему крепили качок, виток толстой проволоки, и уже на нее подвешивалась зыбка.
Качать зыбку было не так просто, как кажется на первый взгляд. При резком, неправильном движении малыш мог просто выпасть. «Рулить» зыбкой часто учили девочек лет 8–10, им поручалась важная роль по успокаиванию младенца. Пустую колыбель категорически запрещалось раскачивать, чтобы не сделать младенца болезненным и беспокойным. Это правило сохранилось и до наших дней.
Во многих семьях кроватки-колыски имели статус семейной реликвии, передавались из поколения в поколение. В одной люльке могло вырасти более 10 детей.