В нумизматической коллекции Карасукского музея хранится цельная монета овальной формы номиналом «копейка». Ее общая масса — 0,47 грамма, отчеканена из недрагоценного металла — меди. На аверсе видно изображение головы коня и части сбруи, на реверсе сохранилась трехстрочная вместо пятистрочной надпись, содержащая имя и титул правителя: «КИКН ЯЛЕКС МИХЯIЛ». Пятистрочная на таких монетах выглядела так: «Царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси».
Чеканку копеек при Алексее Михайловиче можно разделить на три группы. Первый этап — ранние копейки, выпуск которых начался с его воцарением. К первому этапу можно отнести монеты, отчеканенные в период с 1645 по 1650 год. Ранние копейки отличаются низким рельефом изображения, и этим можно объяснить плохую сохранность большинства монет — они стирались во время использования.
Второй этап — копейки, которые чеканили с 1650 по 1655 год, перед денежной реформой 1654 года. Оформление копеек второго этапа отличается от ранних монет. Схематическое изображение всадника сменилось детальной прорисовкой его лица и одежды. Изображение и надписи стали более индивидуальны, их гораздо легче отличать друг от друга.
Для обслуживания внутренней торговли осенью 1655 года правительство решило начать выпуск проволочных копеек из меди, но по оформлению, стопе и технике чеканки совершенно идентичных серебряным. Это были копейки с принудительным курсом, то есть официально зафиксированным по отношению к иностранной валюте. Их обращение ограничили пределами европейской части России — ни с зарубежными купцами, ни в Сибири медными копейками торговать не разрешалось.
Ограничение и огромный тираж копеек привели к обесцениванию новых монет: к 1662 году за одну серебряную копейку давали 15 медных. Обесценивание медных копеек расстроило денежное обращение в стране: повысились цены и начался голод. Вскоре после Медного бунта в Москве чеканку медных копеек прекратили, денежные дворы «медного дела» закрыли, и на Старом Московском денежном дворе продолжили чеканить серебряные копейки.
Третий этап — это поздние копейки, которые выпускали после официального завершения чекана. У них более высокий рельеф изображения и надписей. Чеканили монеты третьего периода с 1663 по 1676 год.
Из-за того, что на лицевой стороне видна только голова коня, определить штемпель музейной монеты сложно. На обратной стороне видны только три строки вместо пяти, но они очень похожи на обратный штемпель № 15 по «Каталогу русских средневековых монет 1533–1717 годов» Гришина и Клещинова. Этот штемпель сочетается с лицевыми № 4, 5, 6. У шестого расположение головы, как у изображения на музейной монете, то есть уши прижаты, и в целом сама прорисовка очень похожа. А значит, можно сказать, что монета из коллекции музея была изготовлена на Старом Московском денежном дворе и относилась к первым выпускам медных монет реформы 1655–1663 годов, возможно к 1655-му. Такие выпуски монет Старого двора повторяют типы серебряных копеек.
Чеканку копеек при Алексее Михайловиче можно разделить на три группы. Первый этап — ранние копейки, выпуск которых начался с его воцарением. К первому этапу можно отнести монеты, отчеканенные в период с 1645 по 1650 год. Ранние копейки отличаются низким рельефом изображения, и этим можно объяснить плохую сохранность большинства монет — они стирались во время использования.
Второй этап — копейки, которые чеканили с 1650 по 1655 год, перед денежной реформой 1654 года. Оформление копеек второго этапа отличается от ранних монет. Схематическое изображение всадника сменилось детальной прорисовкой его лица и одежды. Изображение и надписи стали более индивидуальны, их гораздо легче отличать друг от друга.
Для обслуживания внутренней торговли осенью 1655 года правительство решило начать выпуск проволочных копеек из меди, но по оформлению, стопе и технике чеканки совершенно идентичных серебряным. Это были копейки с принудительным курсом, то есть официально зафиксированным по отношению к иностранной валюте. Их обращение ограничили пределами европейской части России — ни с зарубежными купцами, ни в Сибири медными копейками торговать не разрешалось.
Ограничение и огромный тираж копеек привели к обесцениванию новых монет: к 1662 году за одну серебряную копейку давали 15 медных. Обесценивание медных копеек расстроило денежное обращение в стране: повысились цены и начался голод. Вскоре после Медного бунта в Москве чеканку медных копеек прекратили, денежные дворы «медного дела» закрыли, и на Старом Московском денежном дворе продолжили чеканить серебряные копейки.
Третий этап — это поздние копейки, которые выпускали после официального завершения чекана. У них более высокий рельеф изображения и надписей. Чеканили монеты третьего периода с 1663 по 1676 год.
Из-за того, что на лицевой стороне видна только голова коня, определить штемпель музейной монеты сложно. На обратной стороне видны только три строки вместо пяти, но они очень похожи на обратный штемпель № 15 по «Каталогу русских средневековых монет 1533–1717 годов» Гришина и Клещинова. Этот штемпель сочетается с лицевыми № 4, 5, 6. У шестого расположение головы, как у изображения на музейной монете, то есть уши прижаты, и в целом сама прорисовка очень похожа. А значит, можно сказать, что монета из коллекции музея была изготовлена на Старом Московском денежном дворе и относилась к первым выпускам медных монет реформы 1655–1663 годов, возможно к 1655-му. Такие выпуски монет Старого двора повторяют типы серебряных копеек.