Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «От ракушки до банкноты»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Копейка Алексея Михайловича

Время создания
1655 – 1663 годы
Место создания
Старый Московский монетный двор, Москва
Размер
1,1х0,7 см
Техника
чеканка
0
Открыть в приложении
#7
Копейка Алексея Михайловича
#8
В нумизматической коллекции Карасукского музея хранится цельная монета овальной формы номиналом «копейка». Ее общая масса — 0,47 грамма, отчеканена из недрагоценного металла — меди. На аверсе видно изображение головы коня и части сбруи, на реверсе сохранилась трехстрочная вместо пятистрочной надпись, содержащая имя и титул правителя: «КИКН ЯЛЕКС МИХЯIЛ». Пятистрочная на таких монетах выглядела так: «Царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси».

Чеканку копеек при Алексее Михайловиче можно разделить на три группы. Первый этап — ранние копейки, выпуск которых начался с его воцарением. К первому этапу можно отнести монеты, отчеканенные в период с 1645 по 1650 год. Ранние копейки отличаются низким рельефом изображения, и этим можно объяснить плохую сохранность большинства монет — они стирались во время использования.

Второй этап — копейки, которые чеканили с 1650 по 1655 год, перед денежной реформой 1654 года. Оформление копеек второго этапа отличается от ранних монет. Схематическое изображение всадника сменилось детальной прорисовкой его лица и одежды. Изображение и надписи стали более индивидуальны, их гораздо легче отличать друг от друга.

Для обслуживания внутренней торговли осенью 1655 года правительство решило начать выпуск проволочных копеек из меди, но по оформлению, стопе и технике чеканки совершенно идентичных серебряным. Это были копейки с принудительным курсом, то есть официально зафиксированным по отношению к иностранной валюте. Их обращение ограничили пределами европейской части России — ни с зарубежными купцами, ни в Сибири медными копейками торговать не разрешалось.

Ограничение и огромный тираж копеек привели к обесцениванию новых монет: к 1662 году за одну серебряную копейку давали 15 медных. Обесценивание медных копеек расстроило денежное обращение в стране: повысились цены и начался голод. Вскоре после Медного бунта в Москве чеканку медных копеек прекратили, денежные дворы «медного дела» закрыли, и на Старом Московском денежном дворе продолжили чеканить серебряные копейки.

Третий этап — это поздние копейки, которые выпускали после официального завершения чекана. У них более высокий рельеф изображения и надписей. Чеканили монеты третьего периода с 1663 по 1676 год.

Из-за того, что на лицевой стороне видна только голова коня, определить штемпель музейной монеты сложно. На обратной стороне видны только три строки вместо пяти, но они очень похожи на обратный штемпель № 15 по «Каталогу русских средневековых монет 1533–1717 годов» Гришина и Клещинова. Этот штемпель сочетается с лицевыми № 4, 5, 6. У шестого расположение головы, как у изображения на музейной монете, то есть уши прижаты, и в целом сама прорисовка очень похожа. А значит, можно сказать, что монета из коллекции музея была изготовлена на Старом Московском денежном дворе и относилась к первым выпускам медных монет реформы 1655–1663 годов, возможно к 1655-му. Такие выпуски монет Старого двора повторяют типы серебряных копеек.
#9
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Копейка Алексея Михайловича

Время создания
1655 – 1663 годы
Место создания
Старый Московский монетный двор, Москва
Размер
1,1х0,7 см
Техника
чеканка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%