#1
Авторучка Союз-Салют для работы в космосе и бортовая инструкция командира корабля «Орбитальный полет» ТК «Союз ТМА-3», МКС 8, 18.10.04.30.2003.2004. А.Ю. Калери, космонавта-испытателя, Героя Российской Федерации
#2
#3
Авторучка предназначена для письма в условиях невесомости и использовалась на борту орбитальной станции «Салют-6» в 1980-е годы. Внутри ручки имеется стержень, а с помощью резьбы соединены две её части. По окружности ручки имеется надпись «Салют» — «Союз». Авторучка передана Музею К. Э. Циолковского, авиации и космонавтики лично Виктором Петровичем Савиных, лётчиком-космонавтом СССР, дважды Героем Советского Союза, почетным гражданином города Кирова и Кировской области, в 1990 году и стала частью музейных коллекций.
#4
С помощью данной ручки космонавт делал пометки и фиксировал результаты своих научных исследований. По своей конструкции она отличается от классической земной. В условиях невесомости ручка, которой мы на земле пользуемся каждый день, не может писать, поскольку никакая сила не толкает чернила на шарик, который располагается на конце стержня шариковой ручки.
#5
В этой космической ручке чернила размещаются в специальном картридже под определенным давлением. Паста этой авторучки специальная — это тиксотропный гель, вязкость которого при вращении шарика уменьшается. Гель становится жидким и с его помощью можно писать на любых поверхностях. Как только шарик перестает вращаться — гель загустевает, и потому ручка не течет. Чернила выдавливаются сжатым азотом при давлении около 2,4 атмосфер. Скользящий поплавок отделяет чернила от сжатого газа.
#6
Для письма в невесомости американские астронавты использовали фломастеры и механические карандаши, а советские космонавты — восковые карандаши, так как графитовые карандаши ломались, были источником мелких осколков, которые могут попасть в дыхательные пути космонавтов, и токопроводящей пыли, которая может вызвать короткое замыкание.
#7
Разработка ручки осуществлялась компанией Fisher Spacepen Co. под руководством изобретателя Пола Фишера. Разработку ручки компания осуществляла самостоятельно без субсидий со стороны государства, после чего ручка была принята американским и советским космическими агентствами. В то время средняя стоимость такой ручки составляла 6 долларов.
#8
Бортовая инструкция командира корабля «Орбитальный полет» ТК «Союз ТМА-3», МКС 8, 18.10.04.30.2003.2004. А.Ю. Калери, космонавта-испытателя, Героя Российской Федерации
#9
В инструкции содержится информация о необходимых действиях экипажа в различных ситуациях — штатных и нештатных. В ней указаны данные о технической эксплуатации космической техники, характеристики и показания приборов и иная информация, которая помогает организовать работу на Международной космической станции. На космическом корабле бортовая документация космонавтов включает в себя инструкции, определяющие действия экипажа по управлению космическим кораблем, организации связи, проведению исследований, контролю за обеспечением всех медико-технических требований.
#10
Имеется бортовой журнал для фиксации выполнения программы полёта, функционирования аппаратуры, оборудования, элементов конструкции, результатов научных исследований, а также справочные и вспомогательные документы. В настоящее время бортовая документация представляет собой около 30 книг по 3 сантиметра толщиной каждая, в которые постоянно вносятся изменения.
Инструкция для космонавта может выглядеть так: выполнить три действия из книги 1 на странице 5, перейти в книгу 8 и сделать четыре пункта, потом опять вернутся в книгу 1.
Инструкция для космонавта может выглядеть так: выполнить три действия из книги 1 на странице 5, перейти в книгу 8 и сделать четыре пункта, потом опять вернутся в книгу 1.
#11
В ходе отработки планов полета в наземных условиях, эксплуатационная документация постепенно корректируется. Последняя редакция инструкции определяет весь план действий экипажа строго и однозначно. При этом космонавты отрабатывают приведенные в документации последовательности выполнения режимов управления космическим кораблем, режимов контроля бортовой и наземной аппаратуры, уточняются временные затраты на полетные и наземные операции управления. В период наземных тренировок экипажи космического аппарата и наземный персонал управления полетом приобретают требуемые навыки по управлению космическим кораблем.
#12
Бортовые инструкции являются важным подспорьем для космонавтов при выполнения запланированных работ в космическом корабле и на космической станции. На Международной космической станции бортовые инструкции хранятся в боковых панелях, которые выполняют функции книжной полки.
#13
Кировское областное государственное бюджетное учреждение культуры «Музей К.Э. Циолковского, авиации и космонавтики»
читать дальшескрыть
Космическая ручка и бортовые инструкции
Выставка
1

Открыть в приложении
Поделиться