Юбка из коллекции Нижневартовского краеведческого музея — реконструкция традиционной одежды, которую носили женщины в Среднем Приобье с середины XIX века. Сшила ее Татьяна Ильина в 2018 году. Наружная сторона юбки выполнена из плотной ткани красного цвета — смеси шерсти и хлопка. Подкладка сшита из темно-красной ткани. Внизу располагается плиссированная оборка, пришитая к краю подкладки. Передняя часть юбки украшена двумя рядами белых пластмассовых пуговиц. Одежда застегивается на три потайные кнопки на левом боку.
Такая юбка была частью «парочки» — женского костюма, который состоял из широкой юбки и приталенной кофты с баской, то есть широкой оборкой по краю. Этот вид одежды пришел на смену традиционным сарафанам: их к середине XIX столетия носили только пожилые женщины. Сначала «парочки» стали популярны у горожанок, а к концу XIX века их переняли и деревенские жительницы по всей России. Но у них такая одежда долго оставалась праздничной: ее редко носили, старались беречь и передавали по наследству.
Юбку и кофту для «парочки» традиционно шили из одинаковой по цвету и фактуре ткани. Для летних вариантов выбирали ситец, батист и сатин, зимой носили одежду из шерстяных материй. Женщины из обеспеченных семей выбирали для праздничных нарядов дорогие материалы: шелк, бархат, кашемир.
В городах женщины шили «парочки» по модным выкройкам и часто обращались к профессиональным портнихам, а иногда и заказывали наряды в Петербурге. В деревнях же чаще всего кроили такие костюмы на глаз, а расход ткани просто запоминали по собственному опыту.
Со временем «парочки» превратились из праздничной одежды в повседневную и стали поздним вариантом традиционного русского костюма разных губерний. Полных костюмов до наших дней сохранилось мало. Юбки изнашивались быстрее, чем кофты, поэтому их часто латали, перешивали или заменяли. А еще их подгоняли по своей фигуре новые владелицы, которым такая одежда досталась по наследству. Они же дополняли костюмы более модной в их время отделкой и меняли фасон.
Такая юбка была частью «парочки» — женского костюма, который состоял из широкой юбки и приталенной кофты с баской, то есть широкой оборкой по краю. Этот вид одежды пришел на смену традиционным сарафанам: их к середине XIX столетия носили только пожилые женщины. Сначала «парочки» стали популярны у горожанок, а к концу XIX века их переняли и деревенские жительницы по всей России. Но у них такая одежда долго оставалась праздничной: ее редко носили, старались беречь и передавали по наследству.
Юбку и кофту для «парочки» традиционно шили из одинаковой по цвету и фактуре ткани. Для летних вариантов выбирали ситец, батист и сатин, зимой носили одежду из шерстяных материй. Женщины из обеспеченных семей выбирали для праздничных нарядов дорогие материалы: шелк, бархат, кашемир.
В городах женщины шили «парочки» по модным выкройкам и часто обращались к профессиональным портнихам, а иногда и заказывали наряды в Петербурге. В деревнях же чаще всего кроили такие костюмы на глаз, а расход ткани просто запоминали по собственному опыту.
Со временем «парочки» превратились из праздничной одежды в повседневную и стали поздним вариантом традиционного русского костюма разных губерний. Полных костюмов до наших дней сохранилось мало. Юбки изнашивались быстрее, чем кофты, поэтому их часто латали, перешивали или заменяли. А еще их подгоняли по своей фигуре новые владелицы, которым такая одежда досталась по наследству. Они же дополняли костюмы более модной в их время отделкой и меняли фасон.