Костюм женский
Время создания
первая половина ХХ века
Размер
129,5x217 см
Техника
ткань, пошив, вышивка
Коллекция
2
Открыть в приложении#5
Костюм женский
#3
#2
Подобно тому, как в капельке воды отражается весь мир в судьбе пары мужчины и женщины отражается судьба народа. Те цели и ценности, которые являются главными в семье, определяют и отношение людей с природой, обществом, Богом. По представлениям крестьян коми, мужчина и женщина должны встретить в жизни суженого или суженую и продлить крестьянский род, создав семью. Парни и девушки могли познакомиться, присмотреться друг к другу, выказать свое внимание во время зимних посиделок, а также во время гуляний, которые устраивались в дни православных праздников. Летом гуляния устраивали в день Святой Троицы, в день празднования рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, в день пророка Ильи. «Охота», так и называлась одна из игр сысольских коми. Подобные игры устраивались в Ильин день по окончании сенокоса. Илья-пророк почитался крестьянами как небесный помощник земледельцев, а в христианской традиции славился как ревнитель о чистоте веры в Единого Бога. К Ильину дню хлеба уже созрели или дозревали, сено заготовлено, значит, по повериям крестьян, заветы предков соблюдены и можно веселиться, даже громко шуметь, дудеть, не боясь вызвать непогоду и неурожай.
На время такой игры («охота») шесты переходят в руки девушек. Они вдвоем берут один «Зород пинь» с разных концов и становятся парами. В роли «охотников» выступают юноши, а в роли «дичи» — девичий белый платок. За этим платком и ведется «охота». Если парень догонит девушку и выхватит у нее из рук белый платок, то он вернет его только за поцелуй. Но для выполнения такой задачи ему потребуется немало ловкости и сноровки, т. к. его «удачной охоте» будут всячески мешать девушки с шестами. Они поднимают шесты над головой, пропуская девушку под ним, но как только она пробегает, шест тут же опускается, преграждая путь «охотнику», который должен преодолевать препятствие высокими прыжками…».
На время такой игры («охота») шесты переходят в руки девушек. Они вдвоем берут один «Зород пинь» с разных концов и становятся парами. В роли «охотников» выступают юноши, а в роли «дичи» — девичий белый платок. За этим платком и ведется «охота». Если парень догонит девушку и выхватит у нее из рук белый платок, то он вернет его только за поцелуй. Но для выполнения такой задачи ему потребуется немало ловкости и сноровки, т. к. его «удачной охоте» будут всячески мешать девушки с шестами. Они поднимают шесты над головой, пропуская девушку под ним, но как только она пробегает, шест тут же опускается, преграждая путь «охотнику», который должен преодолевать препятствие высокими прыжками…».
#4
Экспозиция отдела этнографии Национального музея Республики Коми. Комплекс — «Выбор пары в традициях коми. Любовная «охота» молодежи коми»
читать дальшескрыть
Костюм женский
Время создания
первая половина ХХ века
Размер
129,5x217 см
Техника
ткань, пошив, вышивка
Коллекция
2

Открыть в приложении
Поделиться