У лесных ненцев и восточных хантов котел — это «домашний дух, которому на дне всегда оставляли немного пищи». Наполненный котел считался источником поддержания жизни, символом достатка и изобилия, а пустой — голода и нищеты. Котел охранял дом и его обитателей, а люди всегда берегли очаг и поддерживали огонь.
Аганские ханты, покидая жилище на долгое время, напротив входа всегда ставили котел. Только в доме, где находились русские иконы, «котел на часы можно было не ставить». Сажей котла мазали лицо «беззубого ребенка», чтобы защитить его от злых духов, когда его оставляли в жилище без присмотра взрослых. Считалось, что до того, как у малыша прорежутся зубки, его душу могут похитить во сне.
У хантов и ненцев существовал целый ряд правил обращения с котлом в обыденной жизни, а также в его наследовании. Появление трещины в котле — верный предвестник распада семьи. Рядом с котлом запрещалось употреблять слова-проклятия и браниться.
В сказке северных хантов «О стариковой дочери» медный котел, полученный от отца в дар, спасает героиню от гибели. Он выступает своеобразным «рогом изобилия»: со святилища он возвращается наполненным до краев жирной пищей; обернувшись женскими нартами, привозит девушке новые меховые одежды и утварь; превратившись в мужские нарты, доставляет к ней богатого жениха-оленевода. Подобный сказочный сюжет, когда котел награждает трудолюбивую девушку выгодным замужеством, а ленивую обрекает на голодную смерть, встречается и у ненцев.
У коренных жителей Севера, как и у многих других народов, котел был не только емкостью для твердых, сыпучих и жидких продуктов, но и мерой объема. В быту и во время ритуалов использовались разные по вместительности котлы — от очень маленьких, для варки рыбьего жира, до очень больших — для приготовления ритуальной пищи и варки бересты.
В Этнографическом парке-музее села Варьёган представлен медный плоскодонный котел с двумя ушками на заклепках. К ушкам крепится рукоять — дужка из толстого металлического прута. Дно котла цельное, общее со стенками сосуда. Стенки расширяются к верхнему краю, который отогнут и образует венчик.