Иногда в погребениях сарматского времени находят предметы в так называемом зверином стиле — условное наименование широко распространённого в древнем искусстве стиля, отличительной чертой которого было изображение отдельных животных, частей их тела, а также сложных композиций из нескольких животных. Чаще всего это образы таких животных как олень, лось, горный козел, хищники кошачьих пород или фантастические существа. Наиболее частыми являются сцены борьбы зверей.
Звериный стиль в искусстве сарматов играл не только декоративную роль. Он также отражал сложный духовный мир древних народов. Корни этого стиля стоит искать в таком явлении как тотемизм — представление человека о происхождении его рода от того или иного животного. Тотем рода обожествлялся и люди верили, что от его расположения зависят удача и благополучие. Чаще всего изображались обожествляемые животные, хищные звери, птицы и фантастические существа (грифоны).
Основная масса котелков и котлов с зооморфными ручками поражает разнообразием своих вариантов. Можно наблюдать самые разнообразные сочетания форм ручек, носиков-сливов и поддонов. Фигурка барана, кабана, лошади украшают бронзовые сосуды сарматского времени. Почти всегда животные изображались обращенные мордой к краю сосуда, как бы оберегая его содержимое. Ручки котлов несли некую охранно-магическую функцию. Мастера, делающие вещи в зверином стиле, создавали таким образом своеобразные обереги, способные отгонять злых духов. Вера в чудодейственную силу таких украшений до наших дней сохранилась на территории Дагестана. Даже существует поговорка: «Сосуд без ручки надо закрыть, а в сосуд с ручкой шайтан не войдет».
Котел долгое время использовался сарматами по прямому назначению — для приготовления пищи, о чем свидетельствуют нагар и бережная реставрация котла заплатками. До реставрационных работ на внутренней и внешней стороне сосуда местами сохранялся пористый слой нагара и сажи. Помимо утилитарного назначения бронзовые котлы использовались в культовых и ритуальных церемониях.