В кочевой сарматской среде на территории Волго-Донских степей котлы имеют статус импортов и концентрируются в курганах первых веков нашей эры. Как известно, поступление античного импорта в виде металлической посуды приобретает массовый характер именно с рубежа эр. Случаи нахождения таких предметов в насыпях курганов встречаются на протяжении всех стадий развития сарматских культур: ранней, средней и поздней.
Принято считать, что котлы в сарматском мире имели очень важное значение. Они являлись символом объединения. Котлы помещали в могилы тех, кто являлся старшим по рангу в коллективе, были представителями родовой и племенной аристократии. Размещение котлов в погребениях отражали социальный элемент погребального обряда. Нельзя встретить двух одинаковых котлов, видимо каждая отливка производилась в одном экземпляре.
Самый большой в Евразии котел был найден в кургане IV века до нашей эры в Оренбургской области — диаметр его устья равняется 1 метру. Курган, в котором его нашли, несомненно, принадлежал царю. Эта находка стала подтверждением истории, описанной Геродотом. Согласно ей, после смерти скифского царя каждое племя принесло бронзовую стрелу, которые были переплавлены в огромный котел. Наши котлы несколько скромнее, видимо, соответствовали статусу их владельцев. На котлах савроматского и сарматского времени нередко присутствуют следы «умерщвления вещи»: они разорваны, пробиты и разрублены. Возможно, таким образом кочевники высвобождали «душу» вещи, и она следовала за своим хозяином на «небесные пастбища». Вероятно, со смертью владельца котла в потусторонний мир должен был отправиться и сам культовый сосуд.
Встречаются среди металлических сосудов и бронзовые котелки, выкованные из листовой меди или бронзы. Часто такие котелки поступали к сарматам из античных производственных центров. Импортные металлические сосуды имели большую ценность, и как правило их находят в богатых погребениях.