Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Жизнь и творчество Бажова П.П.»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Козлик, пианино, портрет П.П. Бажова

0
Открыть в приложении
#1
Козлик Серебряное копытце
#6
Серебряное копытце — герой одноименного сказа Павла Петровича Бажова. Про волшебного козлика рассказывал своей приемной внучке, сиротке Даренке, старик-охотник, дед Кокованя. По легенде, этот зверек мог копытцем выбивать самоцветы. Кокованя все гонялся за сказочным козликом, но увидеть Серебряное копытце удалось как раз девочке-сиротке: именно перед ней пробежал чудо-зверь, разбрасывая драгоценные камни.

В тексте сказа Серебряное копытце назван «козликом», но профессиональный охотник и лесник, Кокованя описывает его как олененка: «Ростом… не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая… Рожки-то у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у этого — на пять веток. Летом [шерстка] буренькая, … а зимой серенькая».

Дело в том, что на Среднем Урале словами «козел», «лесной козлик» охотники называли самое распространенное копытное животное в местных лесах — косулю.
Фигурка Серебряного копытца была сделана учениками Мраморской художественной школы. В комплекте со статуэткой кошки Мурёнки из этого же сказа и другими камнерезными изделиями она была подарена Бажову на 70-летие.

К сожалению, далеко не все художники, скульпторы, мультипликаторы, начинавшие работать по мотивам знаменитых уральских сказов, хорошо разбирались в текстах самих произведений. Павел Петрович не раз комментировал досадные упущения, промахи, неточности и ошибки в изобразительных работах современников. Например, об иллюстрациях Константина Васильевича Кузнецова к книге «Малахитовая шкатулка», выпущенной в 1942 году, он писал так:
#7
«Хозяйка [Медной] горы»… страшна, а не привлекательна …в «Серебряном копытце» дан домашний козел, а не разновидность серны». Периодически писатель повторял свою мысль, говоря, что «не хотел бы, например, замены грациозного горного козлика домашним козлом.
Бажов П.П.
#8
Вероятнее всего, молодые авторы скульптуры «Серебряное копытце» ориентировались на слово «козлик» и создали животное с характерными загнутыми вниз рогами, бородкой и приземистым корпусом.

Также, ошибаясь в трактовке сказа, разные художники изображали волшебного козлика как антилопу и пятнистого оленя, лося и даже лошадь.
#2
Название: Козлик Серебряное копытце
Дата создания: 1949
Место создания: СССР
Техника: талькохлорит, камнерезное искусство, окраска
Размеры: 19,6×15,5×9,8 см
#9
Пианино
#10
Инструменты под маркой «Красный октябрь» выпускались в Ленинграде на бывшей фортепианной фабрике Якоба Беккера, поставщика императорского двора. В конце XIX века беккеровские рояли считались одними из лучших в мире по звучанию. На них играли Ференц Лист, Камиль Сен-Санс, Пётр Чайковский, братья Рубинштейны и многие другие знаменитые музыканты.

После революции производство национализировали большевики. Сначала это привело к упадку, но после Великой Отечественной войны качество советской продукции, выпускаемой на фабрике, существенно выросло. Так, в 1958 году концертному роялю «Россия» марки «Красный Октябрь» был присужден Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе.

В доме Павла Петровича Бажова пианино появилось в середине прошлого века. Семья писателя была музыкальной. Валентина Александровна, жена Бажова, красиво пела и умела аккомпанировать себе на гитаре. Сын Алексей обладал хорошим слухом и, по воспоминаниям современников, «музицировал на всем, что под руку попадется». Он самостоятельно овладел рядом струнных инструментов: гитарой, мандолиной, — без посторонней помощи освоил аккордеон.

Сам Павел Петрович не умел ни петь, ни играть на музыкальных инструментах, о чем явно сожалел и вскользь или напрямую упоминал неоднократно.
В 1946 году у младшей дочери Бажова Ариадны родился первенец Никита. Мальчик жил с дедушкой и бабушкой и был ими страстно любим. Именно маленькому Никитке писатель купил пианино, стоящее сейчас в гостиной дома. Писатель надеялся на то, что внук подрастет и будет учиться играть на инструменте. Однако у Никиты были другие интересы, в которые музыка не входила. Так что никто из семейства Бажовых пианино не освоил.

Впрочем, инструмент не простаивал. После выхода сборника «Малахитовая шкатулка» известность уральского автора росла и дом Бажовых постепенно превратился в своеобразный салон — популярное место, куда приходили разные творческие личности. В столовой-гостиной постоянно собирались посетители, в том числе и те, кто умел играть на пианино. Поэтому иногда здесь устраивались целые музыкальные вечера.
#3
Название: Пианино
Дата создания: первая половина XX века
Место создания: город Ленинград, СССР
Техника: дерево, металл, пластмасса, фабричное производство
Размеры: 130×150×36 см
#11
Портрет Бажова П.П.
#12
В иконографии Павла Петровича Бажова почетное место занимает портрет работы тульского художника Серафима Сергеевича Чудакова. Мастер написал несколько практически одинаковых эскизов пастелью на бумаге еще при жизни писателя по заказу его дочерей. Через пару лет после смерти Бажова Чудаков создал и живописный портрет, который представлен сейчас в столовой-гостиной комнате дома-музея.

Последние годы жизни Павла Петровича на этом же месте висела другая картина — кисти Александра Парамонова.
#13
Мы же с Парамоновым старые приятели. Годов двадцать тому назад он рисовал мой первый портрет. Если помните, тот, что висит в столовой. Тогда у меня была еще настоящая борода, хотя и побуревшая. Художник именно интересовался этой расцветкой, и вот осталась памятка.
Из писем Бажова П.П.
#14
Изначально Парамонов нарисовал карандашный портрет Бажова для праздничного выпуска «Крестьянской газеты» 22 мая 1924 года, а затем, через два года, сделал и акварельный.

Александр Никитич Парамонов (1874–1949) — художник, плакатист, сотрудник «Уральской областной крестьянской газеты», в которой он работал в 1920-х годах вместе с Бажовым, занимавшим должность заведующего отделом крестьянских писем.

По всей видимости, Бажову нравились портреты, сделанные рукой давнего друга и коллеги.
#15
Он глубокий старик, но прекрасный и быстрый рисовальщик. В этом убедился на недавнем опыте. В последний день он рисовал меня в течение одного часа. Ворчал, что этого мало, что так нельзя, но, по-моему, у него вышел самый занятный портрет из всех других… Разумеется, не сравниваю с работой Бершадского, но там масло и несколько месяцев работы, а здесь карандаш и один час.
Из писем Бажова П.П.
#16
Также классическими среди изображений Бажова считаются работы Татьяны Партиной, Василия Рождественского, уже упомянутого Юлия Бершадского, Анатолия Яр-Кравченко, Николая Раздрогина, выполненные в разных живописных техниках в 1930–1940-е годы.

Известно также, что Василий Васильевич Каменский — известный поэт-авангардист, художник, авиатор — встретился с Бажовым в Перми в 1943 году на квартире уральского краеведа и председателя горисполкома Александра Шварца и начал работать над его портретом, который так и не был завершен.
#4
Название: Портрет Бажова П.П.
Автор: Чудаков С.С.
Дата создания: 1951
№ Госкаталога:
Место создания: СССР
Техника: холст, масло
Размеры: 68×52 см
#5
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Козлик, пианино, портрет П.П. Бажова

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%