Зарождение собственного мебельного производства Москвы было связано со значительными социальными и историко-культурными изменениями в жизни города, последовавшими за изданием в 1762 году Манифеста об освобождении дворян обязательной службы. Тогда, выйдя в отставку, переселились из Петербурга в Москву в свои старинные родовые имения многие знатнейшие вельможи. С появлением у русского дворянства возможности зажить частной жизнью начала складываться столь хорошо известная по литературе культурно-общественная оппозиция старой и новой столиц. В противовес официальному служилому Петербургу Москва приобрела статус столицы российского дворянства.
В эпоху Екатерины II символом современной роскоши стал французский классицизм. После витиеватого рококо в европейском и русском искусстве вновь оживают художественные традиции античного мира. Классицизм привнес с собой в интерьер простые и строгие формы, утонченность деталей. В этот период формы мебели также приобретают более ясные, четкие линии.
У кресла, представленного в экспозиции, четырехугольная спинка, ножки прямые и остроконечные, напоминающие колонны, умеренная орнаментика в виде гирлянды на спинке, изящная резьба на подлокотниках. В соответствии с эстетикой раннего классицизма деревянный корпус кресла покрыт белым левкасом с позолотой. Богатая обивка атласом, позолота, строгие формы придают креслу торжественный, строгий вид.
Кресло, изготовленное московскими мастерами (возможно, в знаменитой мастерской Павла Споля, оформлявшей интерьеры дворца графа Н.П. Шереметьева в Останкине и «Золотые комнаты» в московском доме И.И. Демидова), является бесспорным шедевром русского мебельного искусства.
Кресло входило в состав большого гостиного гарнитура, украшавшего одну из богатых подмосковных усадеб. В 1920-е годы гарнитур, в которое входило представленное здесь кресло, попал в московский Музей мебели. В настоящее время предметы из него хранятся в собраниях Государственного Исторического музея, Государственного Эрмитажа и Всероссийского музея декоративного искусства.