Крест из усыпальницы Демидовых, представленный в коллекции Историко-мемориального музея Демидовых, выполнен из янтаря и датируется XVIII веком.
Нательный крест считается важнейшим атрибутом православной веры: воцерковленные христиане не расстаются с крестом ни днем ни ночью, без него невозможен обряд крещения, без нательного креста нельзя входить в церковь. Ношением креста христианин сообщает о своей принадлежности к вере, тельник служит ему напоминанием о подвиге Христа и выступает охраной от дьявольских искушений. Считается, что православные, которые не носят на теле крестика, открыты для злых сил, в то время как его обладатели надежно защищены. Кресты-тельники выполнялись из различных материалов.
Крест был найден в родовой усыпальнице Демидовых в Николо-Зарецкой церкви, расположенной рядом с Историко-мемориальным музеем Демидовых в городе Туле. Это единственное сохранившееся на территории России внутрицерковное захоронение ряда представителей первых поколений Демидовых, родившихся и длительное время проживавших в Туле.
В 1729–1735 годах Акинфий Никитич Демидов развернул в Туле масштабную строительную деятельность. В одно время с возведением каменного дома-дворца в Заречье Акинфий занялся строительством Христорождественской церкви в Чулковской слободе, а также каменной Николо-Зарецкой церкви, заменившей деревянный храм и задуманной как фамильная усыпальница. В особом помещении Николо-Зарецкого храма — крипте — в разное время были погребены представители нескольких поколений рода Демидовых, в том числе Акинфий Никитич (умер в 1745 году), его вторая жена Евфимия Ивановна, урожденная Пальцева (умерла в 1771 году), Григорий Акинфиевич (умер в 1761 году), его жена Анастасия Павловна, урожденная Суровцева (умерла в 1753 году).
В 20–30-е годы XX века по России прокатилась волна атеизма, повлекшая за собой закрытие многих церквей и монастырей. В 1934 году была закрыта и Николо-Зарецкая церковь, позднее подвергшаяся разграблению. Разграблению и осквернению подвергались и захоронения в храме. В усыпальнице неоднократно проводились несанкционированные раскопки погребений. Большая часть художественных и исторических ценностей, хранившихся в церкви, погибла, и лишь незначительная часть их была передана в музей.