Энколпионом называют ковчежец, имеющий внутри емкость для ношения святыни, которая оберегала от всевозможных напастей. В основном в него помещали фрагменты мощей: ткани, растений, волос или нитей. Энколпионы пришли на Русь из Византии и были широко распространены уже в домонгольский период. Слово «энколпион» греческого происхождения и означает «носимый на груди».
Крест-энколпион «Святые князья Борис и Глеб» был найден в селе Красные Буйцы в 1880-х годах и находился в коллекции графов Олсуфьевых. Сегодня оригинал креста хранится в фондовом собрании Объединения «Тульский историко-краеведческий и художественный музей», а в Государственном музее-заповеднике «Куликово поле» хранится его копия, изготовленная в 2013 году О.Н. Заидовым.
В средокрестии креста-энколпиона изображены фигуры святых князей Бориса и Глеба в рост с крестами в правых руках и мечами в левых. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в Святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской церковью. На концах боковых ветвей — архангелы, вверху — образ Спаса Нерукотворного, на нижней ветви — изображение святого Николая Чудотворца. В обрамлении средокрестия — фрагменты затертых надписей. Лопасти равноконечные, с округлыми окончаниями, средокрестие прямоугольное, окантовано невысоким бортиком. На верхнем конце — фрагмент основания двух крепежных петель-ушков, на нижнем конце — одинарная петля-ушко.
По своей форме представленное изделие — аналог лицевой створки энколпиона с Распятием из коллекции собирателя реликвий Куликовской битвы, историка, общественного деятеля Степана Дмитриевича Нечаева. Такие же изделия со святыми князьями Борисом и Глебом в прямоугольном средокрестии относят к новгородской и киевской ремесленной продукции конца XIII — начала XIV века. Модель этого мощевика становится известной в XIV веке. Точно такой же экземпляр с лицевой створкой с изображением Федора Стратилата хранился в собрании братьев Ханенко. Ареал распространения таких энколпионов очень широк: они обнаружены в Пскове, Подмосковье, Вятской земле, Твери, Нижнем Новгороде.
Крест-энколпион «Святые князья Борис и Глеб» был найден в селе Красные Буйцы в 1880-х годах и находился в коллекции графов Олсуфьевых. Сегодня оригинал креста хранится в фондовом собрании Объединения «Тульский историко-краеведческий и художественный музей», а в Государственном музее-заповеднике «Куликово поле» хранится его копия, изготовленная в 2013 году О.Н. Заидовым.
В средокрестии креста-энколпиона изображены фигуры святых князей Бориса и Глеба в рост с крестами в правых руках и мечами в левых. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в Святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской церковью. На концах боковых ветвей — архангелы, вверху — образ Спаса Нерукотворного, на нижней ветви — изображение святого Николая Чудотворца. В обрамлении средокрестия — фрагменты затертых надписей. Лопасти равноконечные, с округлыми окончаниями, средокрестие прямоугольное, окантовано невысоким бортиком. На верхнем конце — фрагмент основания двух крепежных петель-ушков, на нижнем конце — одинарная петля-ушко.
По своей форме представленное изделие — аналог лицевой створки энколпиона с Распятием из коллекции собирателя реликвий Куликовской битвы, историка, общественного деятеля Степана Дмитриевича Нечаева. Такие же изделия со святыми князьями Борисом и Глебом в прямоугольном средокрестии относят к новгородской и киевской ремесленной продукции конца XIII — начала XIV века. Модель этого мощевика становится известной в XIV веке. Точно такой же экземпляр с лицевой створкой с изображением Федора Стратилата хранился в собрании братьев Ханенко. Ареал распространения таких энколпионов очень широк: они обнаружены в Пскове, Подмосковье, Вятской земле, Твери, Нижнем Новгороде.