Напрестольный крест — обязательная принадлежность алтаря православного храма — появился в собрании Радищевского музея в 1930 году. При передаче реликвии из Церковно-художественного отдела Губмузея области в инвентарной книге была сделана пометка с указанием первоначального местонахождения креста. Он попал в коллекцию из села Зубриловка Балашовского района Саратовской губернии — ныне Тамалинский район Пензенской области.
Именно здесь некогда располагалась усадьба Голицыных-Прозоровских, представителей самого многочисленного княжеского рода России. Для убранства Спасо-Преображенского храма, стоявшего на территории поместья, владельцы имения приобретали высокохудожественные культовые предметы, часть которых ныне хранится в собрании Радищевского музея.
Серебряный крест виртуозно выполнен в техниках золочения, чеканки и чернения. Лицевая сторона изделия украшена великолепными дробницами — вкраплениями живописной эмали — и декорирована мелкими гранеными стеклами.
На эмалевых вставках располагаются изображения святых. В центральной части креста — дробница с изображением Распятия, вверху — образ Бога Саваофа в облаках, внизу — череп Адама, слева и справа — поясные образы Богоматери и апостола Иоанна Богослова.
У основания креста на серебряной накладке, выполненной в сложнейшей технике чернения, помещен фрагмент ветхозаветной истории: нагие прародители Адам и Ева в райском саду у Древа познания, обвитого змием.
Оборот напрестольного креста так же тщательно проработан, как и лицевая сторона. Здесь располагаются затейливые рельефные изображения: в центре — равноконечный лучеобразный крест; по коротким перекладинам — гирлянды. Фон вокруг изображений — матовый, созданный при помощи техники чеканки, остальной — полированный, гладкий, блестящий.
Вероятным автором этого произведения художественно-прикладного искусства является известный московский мастер серебряного дела Александр Богданович Гильдебрандт, родившийся в середине XVIII века. Крест был выполнен в одной из московских мастерских, о чем свидетельствует клеймо с изображением герба города — святого Георгия Победоносца на коне.
Именно здесь некогда располагалась усадьба Голицыных-Прозоровских, представителей самого многочисленного княжеского рода России. Для убранства Спасо-Преображенского храма, стоявшего на территории поместья, владельцы имения приобретали высокохудожественные культовые предметы, часть которых ныне хранится в собрании Радищевского музея.
Серебряный крест виртуозно выполнен в техниках золочения, чеканки и чернения. Лицевая сторона изделия украшена великолепными дробницами — вкраплениями живописной эмали — и декорирована мелкими гранеными стеклами.
На эмалевых вставках располагаются изображения святых. В центральной части креста — дробница с изображением Распятия, вверху — образ Бога Саваофа в облаках, внизу — череп Адама, слева и справа — поясные образы Богоматери и апостола Иоанна Богослова.
У основания креста на серебряной накладке, выполненной в сложнейшей технике чернения, помещен фрагмент ветхозаветной истории: нагие прародители Адам и Ева в райском саду у Древа познания, обвитого змием.
Оборот напрестольного креста так же тщательно проработан, как и лицевая сторона. Здесь располагаются затейливые рельефные изображения: в центре — равноконечный лучеобразный крест; по коротким перекладинам — гирлянды. Фон вокруг изображений — матовый, созданный при помощи техники чеканки, остальной — полированный, гладкий, блестящий.
Вероятным автором этого произведения художественно-прикладного искусства является известный московский мастер серебряного дела Александр Богданович Гильдебрандт, родившийся в середине XVIII века. Крест был выполнен в одной из московских мастерских, о чем свидетельствует клеймо с изображением герба города — святого Георгия Победоносца на коне.