Крест издревле глубоко почитался и являлся одним из важнейших священных предметов. Он олицетворял главный символ христианской веры. Сольвычегодские кресты принадлежали к разным типам: напрестольные, воздвизальные, благословенные, наперсные, запрестольные. Они имели различную форму, отличались размером и техникой исполнения.
Данный крест имеет восьмиконечную форму, выполнен из древесины дуба. Все восемь окончаний ветвей креста оправлены в обоймицы, которые изготовлены из золоченого серебра. В средокрестии на деревянной поверхности темно-коричневого цвета укреплено литое Распятие.
Семиконечный крест Распятия расположен на равноконечном треугольнике. Он символизирует Голгофу — священную гору, на которой был распят Иисус Христос. На верхней перекладине креста выгравирована надпись: «ЦРЬ СЛА» , то есть Царь Славы, на средней перекладине — «IС ХС» .
По сторонам Распятия прикреплены две литые дробницы — металлические пластины — с рельефными поясными изображениями четырех предстоящих, по два с каждой стороны, а в верхнем перекрестии — литые изображения двух летящих ангелов. Выше к серебряной обоймице припаяно литое изображение Спаса Нерукотворного, а к нижнему перекрестию — образ Николая Чудотворца с рельефной надписью: «Никола».
На лицевой стороне шести серебряных обкладок, которые украшают окончания ветвей креста, выгравированы крупные надписи вязью. Они вписаны в квадрат. Нижняя часть рукояти креста оправлена в гладкую серебряную обоймицу.
С оборотной стороны и с торцов все серебряные обоймицы — белые и гладкие, а с лицевой — позолоченные. Все литые изображения на данном кресте, в том числе и Распятие, аналогичны литым деталям, которые прикреплены к кресту 1596 года из сольвычегодского Введенского монастыря.
Схожесть можно проследить и с другими крестами работы строгановских мастеров конца ХVI — начала ХVII столетия. Такие детали крестов часто отливали по одной форме, затем прочеканивали. Тип такого деревянного креста с легким тонким стволом и ветвями повторял более ранние образцы.