Кресты на Руси редко изготавливались из золота и серебра, в основном они представляли собой довольно простые предметы, которые заканчивались кринами на конце — то есть закруглялись и разделялись натрое, тем самым напоминали цветок лилии. В основном бытовали меднолитые изделия, что объясняется дешевизной материала, доступностью и простотой в изготовлении. Такие кресты пользовались большим спросом у населения.
Также мастера создавали кресты из бронзы и свинцово-оловянного сплава. Простые и недорогие кресты-тельники ориентировались на славянскую культурную традицию, в которой в период Древней Руси еще были сильны языческие мотивы. Однако такая направленность не принимала формы противостояния, скорее, это был своего рода синтез.
Крест воспринимался не просто как символ исповедования христианства и принадлежности к христианской общине, но и наделялся дополнительным смыслом, в частности, выступал как оберег. Это подтверждают находки крестов среди других традиционных языческих амулетов, а также сочетание креста с лунницами — украшениями в форме полумесяца или привесками в виде топоров.
Довольно часто исследователям встречались кресты, которые мастера вырезали из камня. Такие изделия отличались небольшими размерами, простотой формы. Иногда концы креста обрамлялись в серебряную оправу.
Кресты изготавливали из шифера, а также из мрамора. Самым древним видом каменных крестов являются так называемые корсунчики — кресты, которые изготавливались в Корсуни. Такие кресты в большом количестве находили на исторической территории Южной Руси.
На основании многочисленности находок некоторые исследователи предполагают, что каменные кресты изготавливали также в Киеве, где был развит камнерезный промысел. Кресты носили на шнурках, которые сплетали из ниток органического происхождения. Они перетирались и рвались, что приводило к потере креста. Так изделия личного благочестия попадали в культурный слой.
Экспонат из собрания музея выполнен из камня (предположительно, агальматолита). Это прямоконечный крест с прямыми лопастями и простым средокрестием. Вертикальная перекладина длиннее, чем горизонтальная. Каменная часть без декора, гладкая. Обоймицы были выполнены из серебра.
Также мастера создавали кресты из бронзы и свинцово-оловянного сплава. Простые и недорогие кресты-тельники ориентировались на славянскую культурную традицию, в которой в период Древней Руси еще были сильны языческие мотивы. Однако такая направленность не принимала формы противостояния, скорее, это был своего рода синтез.
Крест воспринимался не просто как символ исповедования христианства и принадлежности к христианской общине, но и наделялся дополнительным смыслом, в частности, выступал как оберег. Это подтверждают находки крестов среди других традиционных языческих амулетов, а также сочетание креста с лунницами — украшениями в форме полумесяца или привесками в виде топоров.
Довольно часто исследователям встречались кресты, которые мастера вырезали из камня. Такие изделия отличались небольшими размерами, простотой формы. Иногда концы креста обрамлялись в серебряную оправу.
Кресты изготавливали из шифера, а также из мрамора. Самым древним видом каменных крестов являются так называемые корсунчики — кресты, которые изготавливались в Корсуни. Такие кресты в большом количестве находили на исторической территории Южной Руси.
На основании многочисленности находок некоторые исследователи предполагают, что каменные кресты изготавливали также в Киеве, где был развит камнерезный промысел. Кресты носили на шнурках, которые сплетали из ниток органического происхождения. Они перетирались и рвались, что приводило к потере креста. Так изделия личного благочестия попадали в культурный слой.
Экспонат из собрания музея выполнен из камня (предположительно, агальматолита). Это прямоконечный крест с прямыми лопастями и простым средокрестием. Вертикальная перекладина длиннее, чем горизонтальная. Каменная часть без декора, гладкая. Обоймицы были выполнены из серебра.