В центральной России отдельные кровати в крестьянских домах встречались редко. Члены семьи обычно спали на печи, полатях и лавках, младших детей часто укладывали на больших сундуках. Однако в сибирских деревнях XIX — начала XX столетия кровать была обычной деталью интерьера. Устанавливали ее в горнице — большой светлой комнате, где принимали гостей. Обычно там спали глава семьи и его супруга. В некоторых семьях, наоборот, принято было укладывать на кровать детей. Горницу всегда содержали в чистоте, украшали вышитыми покрывалами и занавесками, домоткаными половиками и дорожками.
Мебель изготавливали в основном своими руками или обращались к местным мастерам. Основным материалом для кроватей служили береза, ясень, тополь, орех. В зависимости от достатка некоторые семьи украшали такие предметы обстановки резьбой, красили, полировали или покрывали морилкой — специальным составом, который защищал древесину от сырости и вредителей, а еще придавал ей благородный оттенок.
Кровать из коллекции Нижневартовского краеведческого музея изготовили в 1930-х годах в Тюменской области. Она состоит из двух параллельных досок, к которым через сквозные отверстия крепятся спинка и высокие ножки с резными набалдашниками в верхней части. Верхняя планка у спинки фигурная.
На кровать укладывали, в зависимости от достатка семьи, соломенный матрас или перьевую перину, сверху застилали простынями. Постельное белье из покупных тканей обычно берегли для гостей и новобрачных, в повседневной жизни члены семьи обходились простынями из домотканого холста. Нижнюю часть простыней, заметную из-под покрывала, называли подзором. Ее украшали вышивкой, плетеными или вязаными кружевами. В изголовье и в ногах стопкой укладывали подушки разного размера в красивых наволочках: считалось, что чем их больше, тем семья зажиточнее. Покрывала хозяйки ткали или шили из лоскутов своими руками, часто их передавали по наследству дочерям и внучкам или изготавливали в приданое перед свадьбой. Спинки кровати и стопки подушек накрывали кружевными или вышитыми накидками.
Мебель изготавливали в основном своими руками или обращались к местным мастерам. Основным материалом для кроватей служили береза, ясень, тополь, орех. В зависимости от достатка некоторые семьи украшали такие предметы обстановки резьбой, красили, полировали или покрывали морилкой — специальным составом, который защищал древесину от сырости и вредителей, а еще придавал ей благородный оттенок.
Кровать из коллекции Нижневартовского краеведческого музея изготовили в 1930-х годах в Тюменской области. Она состоит из двух параллельных досок, к которым через сквозные отверстия крепятся спинка и высокие ножки с резными набалдашниками в верхней части. Верхняя планка у спинки фигурная.
На кровать укладывали, в зависимости от достатка семьи, соломенный матрас или перьевую перину, сверху застилали простынями. Постельное белье из покупных тканей обычно берегли для гостей и новобрачных, в повседневной жизни члены семьи обходились простынями из домотканого холста. Нижнюю часть простыней, заметную из-под покрывала, называли подзором. Ее украшали вышивкой, плетеными или вязаными кружевами. В изголовье и в ногах стопкой укладывали подушки разного размера в красивых наволочках: считалось, что чем их больше, тем семья зажиточнее. Покрывала хозяйки ткали или шили из лоскутов своими руками, часто их передавали по наследству дочерям и внучкам или изготавливали в приданое перед свадьбой. Спинки кровати и стопки подушек накрывали кружевными или вышитыми накидками.