#1
Куклы Нижнедевицка, Богучара, Курска, Цыганская
#2
#3
#4
Зеленоглазая кукла с щедро рассыпанными по круглому личику веснушками одета в красочный самобытный женский костюм Нижнедевицкого района. Такую одежду носили женщины Нижнедевицкого уезда в период конца ХIХ—начала ХХ века. Оригинальной и броской деталью традиционного костюма был широкий пояс с «махрами» — свисающими по краям изделия нитями или кистями, подобием бахромы. «Махры» вручную делали из нитей всех цветов радуги, иногда добавляли в бахрому купленные яркие ленты и позументы — оторочку или тесьму с золотистой и серебристой нитью. Ткань для рубашек тоже покупали у заезжих купцов.
Дополняют наряд красная завеска (передник), декорированная лентами и позументами, прикрывающий ворот рубахи поддушник, поддерживающая завеску подпружка, сшитая из узкой полосы ткани в виде стойки. Завершающий штрих образа — сшитый из шелковой китайской ткани платок с золотым узором. Под платок крестьянки Нижнедевицкого уезда надевали мягкую ситцевую шапочку-«шлычок» с кружевным или искусно расшитым шелком и бисером «очельем», которое закрывало почти весь лоб. Поверх рубахи и поддушника надевали неширокую ленточку с иконкой-талисманом и несколько ниток разноцветных бус.
Незамужние девушки Нижнедевицкого района носили костюмы из сарафана, поддевки — нижней юбки, «поддевающейся» под сарафан, и белой рубахи. Поясок-«подпоясок» подчеркивал тонкую талию, венец охватывал голову посреди лба, грудь украшали ленты. Дополняла наряд запана с рукавами.Незамужние девушки Нижнедевицкого района носили костюмы из сарафана, поддевки — нижней юбки, «поддевающейся» под сарафан, и белой рубахи. Поясок-«подпоясок» подчеркивал тонкую талию, венец охватывал голову посреди лба, грудь украшали ленты. Дополняла наряд запана с рукавами.
Девушки носили глухой сарафан из косых клиньев, относящийся к древнейшему типу женского платья. Материалом для сарафана была «волосень» — плотная черная ткань. Его шили из черной шерсти — «волосени». Девичий головной убор — повязка из парчи или тесьмы с позолотой, имеющая подложку из картона или жесткого грубого холста. Эту повязку и называли венцом, украсив его бисером или разноцветными махрами.
Тип костюма — южновеликорусский, с поневой у замужних женщин и с сарафаном у незамужних, хотя в некоторых селах сарафан был в гардеробе и у матерей семейства. Понёва, или панева — древнейшая славянская юбка, сшитая из трех продольных шерстяных домотканых полотен шириной 35 сантиметров, именно такой была ширина специального ткацкого станка. Понева могла быть глухой или распашной — открытой. Распашные имели второе название — «разнополки» — три куска ткани, сшитые воедино прямоугольным полотном.
Название предмета женской одежды «панева» впервые встречается на страницах русских летописей. А на найденном археологами в Старой Рязани створчатом серебряном браслете XII века изображена женщина в поневе поверх рубашки. Носили поневы разрезом спереди или на боку, а укреплялась на талии юбка гашником — витым шнуром из шерсти.
Дополняют наряд красная завеска (передник), декорированная лентами и позументами, прикрывающий ворот рубахи поддушник, поддерживающая завеску подпружка, сшитая из узкой полосы ткани в виде стойки. Завершающий штрих образа — сшитый из шелковой китайской ткани платок с золотым узором. Под платок крестьянки Нижнедевицкого уезда надевали мягкую ситцевую шапочку-«шлычок» с кружевным или искусно расшитым шелком и бисером «очельем», которое закрывало почти весь лоб. Поверх рубахи и поддушника надевали неширокую ленточку с иконкой-талисманом и несколько ниток разноцветных бус.
Незамужние девушки Нижнедевицкого района носили костюмы из сарафана, поддевки — нижней юбки, «поддевающейся» под сарафан, и белой рубахи. Поясок-«подпоясок» подчеркивал тонкую талию, венец охватывал голову посреди лба, грудь украшали ленты. Дополняла наряд запана с рукавами.Незамужние девушки Нижнедевицкого района носили костюмы из сарафана, поддевки — нижней юбки, «поддевающейся» под сарафан, и белой рубахи. Поясок-«подпоясок» подчеркивал тонкую талию, венец охватывал голову посреди лба, грудь украшали ленты. Дополняла наряд запана с рукавами.
Девушки носили глухой сарафан из косых клиньев, относящийся к древнейшему типу женского платья. Материалом для сарафана была «волосень» — плотная черная ткань. Его шили из черной шерсти — «волосени». Девичий головной убор — повязка из парчи или тесьмы с позолотой, имеющая подложку из картона или жесткого грубого холста. Эту повязку и называли венцом, украсив его бисером или разноцветными махрами.
Тип костюма — южновеликорусский, с поневой у замужних женщин и с сарафаном у незамужних, хотя в некоторых селах сарафан был в гардеробе и у матерей семейства. Понёва, или панева — древнейшая славянская юбка, сшитая из трех продольных шерстяных домотканых полотен шириной 35 сантиметров, именно такой была ширина специального ткацкого станка. Понева могла быть глухой или распашной — открытой. Распашные имели второе название — «разнополки» — три куска ткани, сшитые воедино прямоугольным полотном.
Название предмета женской одежды «панева» впервые встречается на страницах русских летописей. А на найденном археологами в Старой Рязани створчатом серебряном браслете XII века изображена женщина в поневе поверх рубашки. Носили поневы разрезом спереди или на боку, а укреплялась на талии юбка гашником — витым шнуром из шерсти.
#5
Полное наименование: Кукла в старинном костюме Нижнедевицкого района
Автор: Горбачева Валентина Яковлевна
Дата создания: ХХ век
Размеры: 70 см
Коллекция: Богучарский районный историко-краеведческий музей
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко-краеведческий музей
№ Госкаталога: 16046113
Автор: Горбачева Валентина Яковлевна
Дата создания: ХХ век
Размеры: 70 см
Коллекция: Богучарский районный историко-краеведческий музей
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко-краеведческий музей
№ Госкаталога: 16046113
#6
Кукла в Богучарском костюме
#7
#8
Голубоглазая кукла в народном костюме привлекает внимание необычными бусами в цвет глаз, роскошным платком поверх богато расшитой блестками и золотой тесьмой сороки. Это традиционные для Богучарского уезда детали. Еще в XIX веке каждое село уезда отличалось традициями, обрядами, песнями, мужскими и женскими костюмами, которые надевали по разным случаям. Один наряд — только в церковь, другой — к празднику, а третий — на жатву. Это касалось и зимних нарядов, а на кукле именно такой.
В основе зимнего варианта женского костюма с символическим названием «Богучарская хохлушка» так называемая «пара» — теплая шерстяная юбка, которую шили из покупной ткани и щедро декорировали золотой тесьмой, и корсетка. В комплекте была традиционная вышитая белая рубаха, передник-занавеска, ладунка — сумочка с женскими мелочами, большой расписанный розами платок. Завершали образ украшения бусы разных форм и цветов.
Традиционный обряд на свадьбе — покрытие головы невесты платком, имел под собой сакральный смысл: с того момента, как девушка становилась замужней женой, ее волосы всегда покрывал платок. Согласно древнему поверью, в женских волосах скрыта колдовская сила, поэтому с непокрытой головой женщина могла предстать только перед мужем, даже близкие родственники, жившие с ней в одном доме — свекор и свекровь, не должны были ее видеть без платка.
Любимых платков у каждой женщины было несколько, их покупали и дарили, такой подарок всегда был к месту. Богучарские переселенки из Украины, в отличие от русских красавиц, не носили красные платки — только белые или молочного цвета, с мохрами и разнообразным цветочным рисунком, но самым популярным узором были розы. В сильные холода к зимнему наряду добавляли белую шаль.
Понева — шерстяная юбка, была обязательным элементом женского костюма. Шили ее как из волосени — грубого домотканого полотка из длинной овечьей шерсти, так и из более тонкой покупной ткани. Обычная расцветка поневы — «черноглазки», поле цвета чернозема с красными полосками, образующими клетки. Полоски символизировали деление земли дорогами, просеками, реками.
В традиционное приданое каждой богучарской хохлушки входило не менее двенадцати комплектов из поневы и вышитой рубахи. Праздничные варианты нарядов обычно изнашивать не успевали, поэтому часто передавали по наследству. В ХХ веке в некоторых семьях богато расшитые поневы, доставшиеся по наследству, распарывали и использовали вместо настенного коврика или покрывала.
Вышитая рубаха из конопляного полотна считалась и выходной, и нательной одеждой одновременно. В конце XIX века рубаха состояла из двух частей, соединенных поперечным швом. Верхнюю часть называли «станом» или «станком», а нижнюю — «подолом», «подставой» или «подставком». Обычно для рубахи использовали домотканый холст: более грубый — для повседневной носки, потоньше — для праздничной одежды.
В основе зимнего варианта женского костюма с символическим названием «Богучарская хохлушка» так называемая «пара» — теплая шерстяная юбка, которую шили из покупной ткани и щедро декорировали золотой тесьмой, и корсетка. В комплекте была традиционная вышитая белая рубаха, передник-занавеска, ладунка — сумочка с женскими мелочами, большой расписанный розами платок. Завершали образ украшения бусы разных форм и цветов.
Традиционный обряд на свадьбе — покрытие головы невесты платком, имел под собой сакральный смысл: с того момента, как девушка становилась замужней женой, ее волосы всегда покрывал платок. Согласно древнему поверью, в женских волосах скрыта колдовская сила, поэтому с непокрытой головой женщина могла предстать только перед мужем, даже близкие родственники, жившие с ней в одном доме — свекор и свекровь, не должны были ее видеть без платка.
Любимых платков у каждой женщины было несколько, их покупали и дарили, такой подарок всегда был к месту. Богучарские переселенки из Украины, в отличие от русских красавиц, не носили красные платки — только белые или молочного цвета, с мохрами и разнообразным цветочным рисунком, но самым популярным узором были розы. В сильные холода к зимнему наряду добавляли белую шаль.
Понева — шерстяная юбка, была обязательным элементом женского костюма. Шили ее как из волосени — грубого домотканого полотка из длинной овечьей шерсти, так и из более тонкой покупной ткани. Обычная расцветка поневы — «черноглазки», поле цвета чернозема с красными полосками, образующими клетки. Полоски символизировали деление земли дорогами, просеками, реками.
В традиционное приданое каждой богучарской хохлушки входило не менее двенадцати комплектов из поневы и вышитой рубахи. Праздничные варианты нарядов обычно изнашивать не успевали, поэтому часто передавали по наследству. В ХХ веке в некоторых семьях богато расшитые поневы, доставшиеся по наследству, распарывали и использовали вместо настенного коврика или покрывала.
Вышитая рубаха из конопляного полотна считалась и выходной, и нательной одеждой одновременно. В конце XIX века рубаха состояла из двух частей, соединенных поперечным швом. Верхнюю часть называли «станом» или «станком», а нижнюю — «подолом», «подставой» или «подставком». Обычно для рубахи использовали домотканый холст: более грубый — для повседневной носки, потоньше — для праздничной одежды.
#9
Полное наименование: Кукла в традиционном Богучарском костюме (хохлушка)
Автор: Сысоева Галина Яковлевна
Дата создания: XX век
Размеры: 66 см
Коллекция: Старинка
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко — краеведческий музей
Реставраторы: Горбачёва Валентина Яковлевна
№ Госкаталога: 15967498
Автор: Сысоева Галина Яковлевна
Дата создания: XX век
Размеры: 66 см
Коллекция: Старинка
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко — краеведческий музей
Реставраторы: Горбачёва Валентина Яковлевна
№ Госкаталога: 15967498
#10
Кукла в традиционном Богучарском костюме
#11
#12
Богучарский уезд был одной из южных территорий Воронежской губернии. Как и многие южнорусские регионы, богучарская земля дала кров переселенцам из Украины. В традиционном богучарском народном костюме прослеживаются украинские мотивы одежды — венки, ленты, цветочная вышивка. Сплетение русских и украинских традиций ярко выражено в одном из вариантов народного костюма — «Богучарская хохлушка». Коричневая юбка из шерстяной фабричной ткани свободного кроя и присборенного фасона сочеталась с приталенной жилеткой, украшенной складчатой баской, образуя парный комплект. По подолу юбка декорировалась тесьмой с металлическими украшениями. Жилетка (корсетка) надевалась на рубаху и застегивалась спереди на частые пуговицы или крючки.
На рукавах и подоле рубашки традиционные геометрические узоры русских костюмов переплетались с цветочными рисунками, пришедшими из украинской одежды. Стандартно рубашечный рукав в южнорусских костюмах украшался вышивкой, не имеющей четких линий — рисунки были разбросаны по всему полотну рукавной части. Богучарские же костюмы можно было разграничить и отличить от остальных именно по четкому бордюру из вышитых на рукаве черной и красной нитью мужских и женских фигур.
Сверху на юбку надевался передник, который богато украшался многоярусной цветочной вышивкой. Вышивные полосы на ткани перемежались с кружевными вставками, по краю фартука пришивали кружевную рюшу. Передник был одним из важнейших предметов воронежского женского костюма. В старину его называли запаном, завеской, занавеской. В женских костюмах можно было увидеть несколько вариантов передника — поясной, нагрудный, туникообразный.
В богучарской народной одежде в качестве обуви доминировали не лапотки, а красные кожаные сапожки, также заимствованные из украинских национальных костюмов. Женщины покрывали голову мягким шерстяным платком светлых оттенков, чаще кашемировым, с цветочным рисунком. Поверх платка надевался венок из искусственных цветов с бело-розовыми бутонами. В отсутствие венка, по украинским традициям, концы платка могли скручивать жгутом, оборачивая голову. Шею богучарских девушек украшала длинная нить из крупных бус.
Мужская одежда была не такой разнообразной, но также состояла из нескольких обязательных предметов: длинная подпоясанная рубаха-косоворотка, портки, лапти, картуз. По праздникам женихи и ухажеры украшали картуз романтичным бутоном красной розы, надевали нагрудные украшения — гарус или грибатку (монисто). В холодное время года костюм дополнялся шубой или полушубком, шапкой-малахаем, башлыком. На ноги надевали валенки или сапоги. По силуэту мужскую рубаху можно было разделить на три вида: туникообразная свободного кроя; с прямыми поликами; украшенная кокеткой.
Рубаха играла особую роль в мужском народном костюме. Она не только была предметом одежды, но и считалась сильным оберегом. Ее надевали на новорожденного младенца, в праздничной рубахе шли под венец и проводили обряды, в этом же предмете гардероба укладывали в гроб усопшего. У солдат, защищавших землю русскую, в укромном месте ворота рубахи был вышит магический знак-оберег.
На рукавах и подоле рубашки традиционные геометрические узоры русских костюмов переплетались с цветочными рисунками, пришедшими из украинской одежды. Стандартно рубашечный рукав в южнорусских костюмах украшался вышивкой, не имеющей четких линий — рисунки были разбросаны по всему полотну рукавной части. Богучарские же костюмы можно было разграничить и отличить от остальных именно по четкому бордюру из вышитых на рукаве черной и красной нитью мужских и женских фигур.
Сверху на юбку надевался передник, который богато украшался многоярусной цветочной вышивкой. Вышивные полосы на ткани перемежались с кружевными вставками, по краю фартука пришивали кружевную рюшу. Передник был одним из важнейших предметов воронежского женского костюма. В старину его называли запаном, завеской, занавеской. В женских костюмах можно было увидеть несколько вариантов передника — поясной, нагрудный, туникообразный.
В богучарской народной одежде в качестве обуви доминировали не лапотки, а красные кожаные сапожки, также заимствованные из украинских национальных костюмов. Женщины покрывали голову мягким шерстяным платком светлых оттенков, чаще кашемировым, с цветочным рисунком. Поверх платка надевался венок из искусственных цветов с бело-розовыми бутонами. В отсутствие венка, по украинским традициям, концы платка могли скручивать жгутом, оборачивая голову. Шею богучарских девушек украшала длинная нить из крупных бус.
Мужская одежда была не такой разнообразной, но также состояла из нескольких обязательных предметов: длинная подпоясанная рубаха-косоворотка, портки, лапти, картуз. По праздникам женихи и ухажеры украшали картуз романтичным бутоном красной розы, надевали нагрудные украшения — гарус или грибатку (монисто). В холодное время года костюм дополнялся шубой или полушубком, шапкой-малахаем, башлыком. На ноги надевали валенки или сапоги. По силуэту мужскую рубаху можно было разделить на три вида: туникообразная свободного кроя; с прямыми поликами; украшенная кокеткой.
Рубаха играла особую роль в мужском народном костюме. Она не только была предметом одежды, но и считалась сильным оберегом. Ее надевали на новорожденного младенца, в праздничной рубахе шли под венец и проводили обряды, в этом же предмете гардероба укладывали в гроб усопшего. У солдат, защищавших землю русскую, в укромном месте ворота рубахи был вышит магический знак-оберег.
#13
Полное наименование: Кукла в традиционном Богучарском костюме в черной поддевке и ярком платке
Автор: Горбачева Валентина Яковлевна
Дата создания: XX век
Размеры: 64 см
Коллекция: Богучарский районный историко-краеведческий музей
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко-краеведческий музей
№ Госкаталога: 16046102
Автор: Горбачева Валентина Яковлевна
Дата создания: XX век
Размеры: 64 см
Коллекция: Богучарский районный историко-краеведческий музей
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко-краеведческий музей
№ Госкаталога: 16046102
#15
Кукла Курской губернии
#14
#16
В нарядах жительниц Курской области причудливо соединились черты, присущие поволжским, украинским, белорусским народным костюмам. Различали рабочую, повседневную, праздничную, обрядовую (свадебную, погребальную) одежду. Праздничные и свадебные наряды бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
Девушки, достигшие брачного возраста (15–16 лет), носили сарафан. Его надевали поверх длинной рубахи, верхнюю часть которой шили из лучшего льняного полотна. Широкие рукава, собранные снизу на манжет, и горловину украшали вышивкой. Нижнюю часть рубахи шили из неотбеленного конопляного холста. Край подола обшивали цветной лентой или кружевом.
Сзади сарафан присборивали, складки напоминали современную плиссировку. Чтобы складки не деформировались, перед тем, как уложить сарафан в сундук, подол связывали. Сарафан подпоясывали красивым шерстяным или шелковым поясом. Перед сарафана закрывала завеса — фартук. Поэтому бедные девушки зачастую перед сарафана шили из грубой ткани и ничем не украшали: все равно его не было видно из-за завесы.
Передник украшали вышивкой, аппликациями, кружевами. Согласно традиции, свекровь перед свадьбой дарила невестке завесу. Чем богаче был расшит передник, тем лучший прием ждал новобрачную в доме мужа. Простая холщовая завеса без вышивки означала, что к юной женщине станут относиться как к прислуге. В ответ невестка вышивала рукава на рубахе свекрови. На свадьбе всем гостям показывали работу невесты.
В Курской губернии худобу девушки воспринимали как признак болезни и возможное препятствие к замужеству. Чтобы добавить пышности фигуре, юные особы субтильного сложения на праздник надевали сразу несколько сарафанов. Выходя замуж, девушка меняла сарафан на поневу — юбку с запахом, состоявшую из двух или трех шерстяных полотен. Как и сарафан, ее надевали на рубаху. Обязательным элементом костюма были бусы.
Большое внимание курянки уделяли головным уборам. В будни женщины и девушки носили платки: женщины завязывали их сзади, девушки — спереди. На праздник девушки надевали венцы — венки из искусственных цветов, обильно украшенные лентами. Иногда вместо венка сооружали сложную конструкцию из повязки и атласных лент. Окружающие могли любоваться макушкой красавицы и косой в особом чехле — накоснике.
Праздничный головной убор замужней курянки отличался от девичьего тем, что из-под него не должно было выбиваться ни единого волоска. Страшным позором для женщины считалось показать свои волосы чужим людям (то есть опростоволоситься). Молодухи (женщины, недавно вышедшие замуж) носили высокие, богато изукрашенные кокошники.
После рождения первого ребенка кокошник прятали в сундук и хранили его для дочери. Женщина надевала несколько менее эффектный головной убор, однако в нем все равно насчитывалось 18 элементов. Зимой женщины носили теплые шали, меховые шапки, полушубки из овчины. Повседневной обувью служили лапти. Праздничную обувь шили из кожи, сукна, войлока.
Девушки, достигшие брачного возраста (15–16 лет), носили сарафан. Его надевали поверх длинной рубахи, верхнюю часть которой шили из лучшего льняного полотна. Широкие рукава, собранные снизу на манжет, и горловину украшали вышивкой. Нижнюю часть рубахи шили из неотбеленного конопляного холста. Край подола обшивали цветной лентой или кружевом.
Сзади сарафан присборивали, складки напоминали современную плиссировку. Чтобы складки не деформировались, перед тем, как уложить сарафан в сундук, подол связывали. Сарафан подпоясывали красивым шерстяным или шелковым поясом. Перед сарафана закрывала завеса — фартук. Поэтому бедные девушки зачастую перед сарафана шили из грубой ткани и ничем не украшали: все равно его не было видно из-за завесы.
Передник украшали вышивкой, аппликациями, кружевами. Согласно традиции, свекровь перед свадьбой дарила невестке завесу. Чем богаче был расшит передник, тем лучший прием ждал новобрачную в доме мужа. Простая холщовая завеса без вышивки означала, что к юной женщине станут относиться как к прислуге. В ответ невестка вышивала рукава на рубахе свекрови. На свадьбе всем гостям показывали работу невесты.
В Курской губернии худобу девушки воспринимали как признак болезни и возможное препятствие к замужеству. Чтобы добавить пышности фигуре, юные особы субтильного сложения на праздник надевали сразу несколько сарафанов. Выходя замуж, девушка меняла сарафан на поневу — юбку с запахом, состоявшую из двух или трех шерстяных полотен. Как и сарафан, ее надевали на рубаху. Обязательным элементом костюма были бусы.
Большое внимание курянки уделяли головным уборам. В будни женщины и девушки носили платки: женщины завязывали их сзади, девушки — спереди. На праздник девушки надевали венцы — венки из искусственных цветов, обильно украшенные лентами. Иногда вместо венка сооружали сложную конструкцию из повязки и атласных лент. Окружающие могли любоваться макушкой красавицы и косой в особом чехле — накоснике.
Праздничный головной убор замужней курянки отличался от девичьего тем, что из-под него не должно было выбиваться ни единого волоска. Страшным позором для женщины считалось показать свои волосы чужим людям (то есть опростоволоситься). Молодухи (женщины, недавно вышедшие замуж) носили высокие, богато изукрашенные кокошники.
После рождения первого ребенка кокошник прятали в сундук и хранили его для дочери. Женщина надевала несколько менее эффектный головной убор, однако в нем все равно насчитывалось 18 элементов. Зимой женщины носили теплые шали, меховые шапки, полушубки из овчины. Повседневной обувью служили лапти. Праздничную обувь шили из кожи, сукна, войлока.
#17
Полное наименование: Кукла в народном костюме Курской губернии
Автор: Горбачева Валентина Яковлевна
Дата создания: XX век
Размеры: 55 см
Коллекция: Богучарский районный историко-краеведческий музей
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко-краеведческий музей
№ Госкаталога: 16046125
Автор: Горбачева Валентина Яковлевна
Дата создания: XX век
Размеры: 55 см
Коллекция: Богучарский районный историко-краеведческий музей
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко-краеведческий музей
№ Госкаталога: 16046125
#18
Цыганский народный костюм
#19
#20
Цыгане в Богучарском районе живут издавна, представителей этого народа можно встретить в селе Залиман. В этой местности цыганский народный костюм на женщинах выглядел примерно так, как представлен на кукле: трехъярусная широкая красная юбка в черный горошек с отделкой из черной тесьмы, желтая атласная рубаха с расклешенными рукавами, украшенными красной тесьмой, а на голове белый цветастый платок. И, конечно, цыганки во все времена обожали яркие крупные украшения — бусы, серьги, браслеты.
По легенде, цыгане — потомки индийцев низшей касты, поэтому они, несмотря на бедность, всегда любили одеваться дорого и броско. Покрой одежды испытал влияние разных культур, но, по мнению исследователей, элементы древнего индийского фасона можно увидеть в цыганских нарядах по сей день. Особенно ярко это прослеживается в сохранивших свою самобытность женских нарядах.
Основной элемент костюма цыганки — длинная юбка в пол. Ноги обязательно должны быть полностью закрыты: цыгане считают нижнюю половину тела женщины «скверной», «нечистой», поэтому ее положено скрывать. А в верхней части можно надевать все, что хочется: любые блузки, кофточки. Глубокие вырезы и открытые плечи не порицаются, не расцениваются как вульгарные, наоборот, такой способ демонстрации женского начала считается красивым и эстетичным.
Замужние женщины покрывают голову треугольной косынкой, которая называется «дикло». Ее сперва закручивают на концах, а затем завязывают на затылке. Праздничные косынки украшают бахромой, расшивают бисером, бусинами.
Неотъемлемая часть образа цыганки — массивные золотые украшения. Если европейцы свое богатство привыкли вкладывать в дом, быт, то кочевники-цыгане всегда носили все золото на себе.
Дополняет наряд платок-шаль из шерсти или шелка. Поражает разнообразием цветовое оформление костюмов: цыгане предпочитают яркие, сочные цвета, богатые орнаменты. Вот только незамужним девушкам запрещено носить одежду желтого цвета, а еще на цыганках никогда не встретишь однотонные черные предметы гардероба.
У мужчин типичные элементы костюма — яркие шелковые или атласные рубашки, жилетки, шаровары.
Маленьких детей цыганки закутывают в мягкие ткани, часто носят в слинге на груди или за спиной. Ребята постарше надевают просторные платья, штаны-шаровары. Часто можно встретить на современных цыганятах обычную, привычную нам одежду. На праздники девочки наряжаются в длинные юбки, а мальчики — в красивые рубахи.
По легенде, цыгане — потомки индийцев низшей касты, поэтому они, несмотря на бедность, всегда любили одеваться дорого и броско. Покрой одежды испытал влияние разных культур, но, по мнению исследователей, элементы древнего индийского фасона можно увидеть в цыганских нарядах по сей день. Особенно ярко это прослеживается в сохранивших свою самобытность женских нарядах.
Основной элемент костюма цыганки — длинная юбка в пол. Ноги обязательно должны быть полностью закрыты: цыгане считают нижнюю половину тела женщины «скверной», «нечистой», поэтому ее положено скрывать. А в верхней части можно надевать все, что хочется: любые блузки, кофточки. Глубокие вырезы и открытые плечи не порицаются, не расцениваются как вульгарные, наоборот, такой способ демонстрации женского начала считается красивым и эстетичным.
Замужние женщины покрывают голову треугольной косынкой, которая называется «дикло». Ее сперва закручивают на концах, а затем завязывают на затылке. Праздничные косынки украшают бахромой, расшивают бисером, бусинами.
Неотъемлемая часть образа цыганки — массивные золотые украшения. Если европейцы свое богатство привыкли вкладывать в дом, быт, то кочевники-цыгане всегда носили все золото на себе.
Дополняет наряд платок-шаль из шерсти или шелка. Поражает разнообразием цветовое оформление костюмов: цыгане предпочитают яркие, сочные цвета, богатые орнаменты. Вот только незамужним девушкам запрещено носить одежду желтого цвета, а еще на цыганках никогда не встретишь однотонные черные предметы гардероба.
У мужчин типичные элементы костюма — яркие шелковые или атласные рубашки, жилетки, шаровары.
Маленьких детей цыганки закутывают в мягкие ткани, часто носят в слинге на груди или за спиной. Ребята постарше надевают просторные платья, штаны-шаровары. Часто можно встретить на современных цыганятах обычную, привычную нам одежду. На праздники девочки наряжаются в длинные юбки, а мальчики — в красивые рубахи.
#21
Полное наименование: Цыганский народный костюм Богучарского уезда
Автор: Фокина М.Н., Ткачева З.Я.
Дата создания: II половина XIX века
Размеры: 58 см
Коллекция: Старинка
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко — краеведческий музей
Реставраторы: Горбачева Валентина Яковлевна
№ Госкаталога: 16046104
Автор: Фокина М.Н., Ткачева З.Я.
Дата создания: II половина XIX века
Размеры: 58 см
Коллекция: Старинка
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко — краеведческий музей
Реставраторы: Горбачева Валентина Яковлевна
№ Госкаталога: 16046104
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Куклы Нижнедевицка, Богучара, Курска, Цыганская
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться