Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Куклы в традиционных костюмах»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
Куклы Смоленска, Казачка, Девушка с косой
#2

Кукла «Казачка»

#5
#6
Донские казаки всегда одевались ярко и оригинально, но вместе с тем элегантно. Различные исторические события влияли на уклад жизни, и традиционный казачий костюм неоднократно претерпевал изменения, но во все времена отличался красотой и сдержанностью. Неотъемлемой частью жизни донских казаков было военное искусство, что естественным образом отразилось в мужском казачьем костюме. Элементы военной формы можно найти и в повседневной одежде казаков. Ярким примером тому служат лампасы — широкие полосы по бокам шаровар.

Красные лампасы являются символом казачьего братства, олицетворяют смелость и свободный дух. По мнению некоторых исследователей, лампасы были заимствованы казаками у скифов, но народу больше по душе пришлась другая версия. Согласно легенде, в XIV веке царь пожаловал казакам ткань для изготовления одежды: красное сукно предназначалось для атаманов, а синее — для низших чинов. Однако казаки распорядились подарком по-своему и разделили ткань поровну — так, что каждый получил большой отрез синего сукна и немного красного материала. Синее полотно пошло на шаровары, а красного хватило только на небольшие боковые полоски — лампасы.

Сегодня донские казаки носят костюмы, напоминающие одежду предков — коренных поселенцев Дона до прихода Советской власти и массовых гонений. Старики рассказывали о том, что после красного террора люди боялись даже думать о казачестве, не говоря уже о том, чтобы носить казачьи народные костюмы. Но потомки не забыли традиции прадедов и спустя столетие вновь надели рубахи, шаровары с лампасами, чувяки и сапоги, которые носили казаки в XIX–XX веках.

Женский казачий костюм также представляет большой интерес для историков. В старые времена нижнедонские казаки жили богаче, чем жители Верхнего Дона, поэтому там для пошива одежды женщины покупали более дорогие заграничные материалы. Их костюмы были яркими, пестрыми, часто украшались вышивкой и необычными узорами. Верхнедонские казачки одевались просто, их костюмы напоминали одежду южнорусских народов. Но со временем эти различия стерлись.

Наряд современной донской казачки состоит из блузки и длинной юбки, так называемой «парочки». Покрой и дизайн казачьей блузки отличаются разнообразием. Она может быть приталенной или свободной, однотонной или украшенной оригинальной вышивкой. Юбка обычно имеет расклешенный крой, часто декорируется контрастной тесьмой и другими интересными элементами.
#7
Полное наименование: Кукла «Казачка»
Автор: Горбачева Валентина Яковлевна
Дата создания: XX век
Размеры: 53 см
Коллекция: Богучарский районный историко-краеведческий музей
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко-краеведческий музей
№ Госкаталога: 16046124
#3

Кукла Смоленской губернии

#8
#9
Кукла испокон веков являлась любимой русской игрушкой, ее изготавливали из глины, ткани, соломы, дерева и даже ниток. Наряды кукол отражали не только модные тенденции определенного временного отрезка, но и традиции той или иной этнической группы, региона. На примере куклы, изготовленной мастером Валентиной Горбачевой, можно увидеть, что носили девушки и женщины Смоленской губернии в ХVIII—ХIХ веках.

Смоленщина находится на стыке двух регионов, история и культура которых имеют серьезные различия. Речь идет о великорусах, занимавших территории севернее и восточнее, и о белорусах, чьи земли находились на юго-западе. Поэтому жители Смоленской губернии впитали в себя традиции двух народностей, что отразилось в одежде. Так, классический праздничный женский костюм вплоть до первой половины ХХ века состоял из красной рубахи с длинными рукавами, которые зауживались книзу. Модель рубахи характерна для великорусов, а вот цвет и ткань позаимствованы у белорусских соседей. Еще один характерный предмет туалета — красный бархатный сарафан с украшениями из бисера и тесьмы, который тоже объединил традиции двух народностей. Бархат испокон веков как очень дорогой материал для парадной одежды использовали в северных районах. В южных же областях такие сарафаны шились из выбеленного льна. А вот причудливый орнамент из тесьмы и бисера — традиционное белорусское украшение.

Кокошник, которым дополнялся наряд женщин Смоленской губернии, является обычным головным убором для великорусов, лапти же были универсальной обувью для славян, хоть и различались по типу плетения и используемым материалам. Что касается бус, то от этого аксессуара не отказывались ни на севере, ни на юге.

У народного костюма Смоленской губернии есть и свои отличительные особенности. Например, крой рубахи, которая часто шилась из трех-четырех кусков ткани. Причем на рукава и верх шли лучшие отрезы, а низ мог быть сшит из более грубой ткани. Кроме этого, в модели предусматривались полики — специальные плечевые вставки. Горловина тонко обшивалась кружевом и собиралась на тесьму, что обеспечивало плотное прилегание к шее. Спереди или сзади размещалась застежка на пуговице. Рукава обязательно имели украсы — нашивки в виде тесьмы и бисера. Обычно рисунок украсов повторялся и на сарафане.

Еще одним способом украшения рукавов рубахи являлась вышивка, которая зачастую носила черты оберега. В причудливый узор вплетались деревья и женские фигуры как символ плодородия, прямые и волнистые линии, символизирующие различные стихии. Часто использовались геометрические фигуры, в которые заключались цветы, схематично изображенные люди и животные.

Примечательно, что смоленский сарафан был косоклинным, то есть имел по бокам вставки. Он обязательно украшался по низу подола и спереди. Чем больше и ярче были нашивки, тем наряднее считался сарафан.
#10
Полное наименование: Кукла Смоленской губернии
Автор: Горбачева Валентина Яковлевна
Дата создания: ХХ век
Размеры: 58 см
Коллекция: Богучарский районный историко-краеведческий музей
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко-краеведческий музей
№ Госкаталога: 16046123
#4

Кукла — девушка с косой

#11
#12
Повседневный наряд тамбовских крестьянок состоял из рубахи из домотканого полотна со вставками на плечах в виде трапеции (поликами) и клетчатой поневы. Последняя отличалась от простой юбки наличием прошвы — однотонного темного куска ткани. Поневу носили так, что прошва размещалась спереди или немного сбоку, за передником ее сложно было заметить.

Кушаки носили и мужчины, и женщины. Эти разноцветные пояса несколько раз обматывали вокруг талии и завязывали узлом. При этом концы свободно свисали. Кушак не только поддерживал свободные штаны, поневы или просторные рубахи, но и играл роль одного из основных украшений костюма.

Дети обоих полов носили рубахи из домотканого полотна и подпоясывались узкими кушаками. Девочки одевались так до 15-16 лет. Потом наряд дополнялся яркими юбками или сарафанами. Так ходили на девичьи посиделки и водили хороводы на праздниках. Считалось, если девушка надела юбку поверх рубахи, можно отправлять сватов к ее семье.

Полотно для пошива рубах ткали самостоятельно. Процесс изготовления ткани из льна, конопли и шерсти был длительным и трудоемким. В нем на протяжении осени, зимы и начала весны участвовали все женщины в доме. Производство ткани продолжалось до самого начала посевной.

Семилетние девочки выполняли несложную работу — разматывали нитки, а уже через пять лет становились опытными пряхами. С 15 лет их отправляли белить холсты. Самой ответственной и сложной работой считалось ткачество. Этим занимались женщины постарше, 20—40 лет. Процесс начинался после сбора урожая, пряли долгими зимними вечерами.

Готовую пряжу красили в черный, красный, синий и оранжевый цвета. Дома удавалось получить только черные нитки. Для изготовления красителя железный лом заливали горячим квасом. Чаще всего отдавали пряжу в работу мастерам-красильщикам.
Ткать начинали ранней весной, в период великого поста. В это время в дом заносили ткацкий стан и ставили его поближе к окну.

Обычно использовали технику простого переплетения, хотя время от времени прибегали и к более сложным приемам. Кроме ткани из конопли и льна, в домашних условиях изготавливали также шерстяные и полушерстяные материалы. Позже из них шили поневы и верхнюю одежду.

Шитьем также занимались женщины, используя пеньковые нитки. Фасоны нарядов зависели от размеров имеющихся тканей. Повседневная одежда, например, сарафаны и юбки, не имела широких подолов.
#13
Полное наименование: Кукла в народном костюме Тамбовской губернии
Автор: Горбачева Валентина Яковлевна
Дата создания: XX век
Размеры: 50 см
Коллекция: Старинка
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко — краеведческий музей
№ Госкаталога: 15968103
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Куклы Смоленска, Казачка, Девушка с косой

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%