#1
Куклы Смоленска, Казачка, Девушка с косой
#2
#5
#6
Донские казаки всегда одевались ярко и оригинально, но вместе с тем элегантно. Различные исторические события влияли на уклад жизни, и традиционный казачий костюм неоднократно претерпевал изменения, но во все времена отличался красотой и сдержанностью. Неотъемлемой частью жизни донских казаков было военное искусство, что естественным образом отразилось в мужском казачьем костюме. Элементы военной формы можно найти и в повседневной одежде казаков. Ярким примером тому служат лампасы — широкие полосы по бокам шаровар.
Красные лампасы являются символом казачьего братства, олицетворяют смелость и свободный дух. По мнению некоторых исследователей, лампасы были заимствованы казаками у скифов, но народу больше по душе пришлась другая версия. Согласно легенде, в XIV веке царь пожаловал казакам ткань для изготовления одежды: красное сукно предназначалось для атаманов, а синее — для низших чинов. Однако казаки распорядились подарком по-своему и разделили ткань поровну — так, что каждый получил большой отрез синего сукна и немного красного материала. Синее полотно пошло на шаровары, а красного хватило только на небольшие боковые полоски — лампасы.
Сегодня донские казаки носят костюмы, напоминающие одежду предков — коренных поселенцев Дона до прихода Советской власти и массовых гонений. Старики рассказывали о том, что после красного террора люди боялись даже думать о казачестве, не говоря уже о том, чтобы носить казачьи народные костюмы. Но потомки не забыли традиции прадедов и спустя столетие вновь надели рубахи, шаровары с лампасами, чувяки и сапоги, которые носили казаки в XIX–XX веках.
Женский казачий костюм также представляет большой интерес для историков. В старые времена нижнедонские казаки жили богаче, чем жители Верхнего Дона, поэтому там для пошива одежды женщины покупали более дорогие заграничные материалы. Их костюмы были яркими, пестрыми, часто украшались вышивкой и необычными узорами. Верхнедонские казачки одевались просто, их костюмы напоминали одежду южнорусских народов. Но со временем эти различия стерлись.
Наряд современной донской казачки состоит из блузки и длинной юбки, так называемой «парочки». Покрой и дизайн казачьей блузки отличаются разнообразием. Она может быть приталенной или свободной, однотонной или украшенной оригинальной вышивкой. Юбка обычно имеет расклешенный крой, часто декорируется контрастной тесьмой и другими интересными элементами.
Красные лампасы являются символом казачьего братства, олицетворяют смелость и свободный дух. По мнению некоторых исследователей, лампасы были заимствованы казаками у скифов, но народу больше по душе пришлась другая версия. Согласно легенде, в XIV веке царь пожаловал казакам ткань для изготовления одежды: красное сукно предназначалось для атаманов, а синее — для низших чинов. Однако казаки распорядились подарком по-своему и разделили ткань поровну — так, что каждый получил большой отрез синего сукна и немного красного материала. Синее полотно пошло на шаровары, а красного хватило только на небольшие боковые полоски — лампасы.
Сегодня донские казаки носят костюмы, напоминающие одежду предков — коренных поселенцев Дона до прихода Советской власти и массовых гонений. Старики рассказывали о том, что после красного террора люди боялись даже думать о казачестве, не говоря уже о том, чтобы носить казачьи народные костюмы. Но потомки не забыли традиции прадедов и спустя столетие вновь надели рубахи, шаровары с лампасами, чувяки и сапоги, которые носили казаки в XIX–XX веках.
Женский казачий костюм также представляет большой интерес для историков. В старые времена нижнедонские казаки жили богаче, чем жители Верхнего Дона, поэтому там для пошива одежды женщины покупали более дорогие заграничные материалы. Их костюмы были яркими, пестрыми, часто украшались вышивкой и необычными узорами. Верхнедонские казачки одевались просто, их костюмы напоминали одежду южнорусских народов. Но со временем эти различия стерлись.
Наряд современной донской казачки состоит из блузки и длинной юбки, так называемой «парочки». Покрой и дизайн казачьей блузки отличаются разнообразием. Она может быть приталенной или свободной, однотонной или украшенной оригинальной вышивкой. Юбка обычно имеет расклешенный крой, часто декорируется контрастной тесьмой и другими интересными элементами.
#7
Полное наименование: Кукла «Казачка»
Автор: Горбачева Валентина Яковлевна
Дата создания: XX век
Размеры: 53 см
Коллекция: Богучарский районный историко-краеведческий музей
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко-краеведческий музей
№ Госкаталога: 16046124
Автор: Горбачева Валентина Яковлевна
Дата создания: XX век
Размеры: 53 см
Коллекция: Богучарский районный историко-краеведческий музей
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко-краеведческий музей
№ Госкаталога: 16046124
#3
Кукла Смоленской губернии
#8
#9
Кукла испокон веков являлась любимой русской игрушкой, ее изготавливали из глины, ткани, соломы, дерева и даже ниток. Наряды кукол отражали не только модные тенденции определенного временного отрезка, но и традиции той или иной этнической группы, региона. На примере куклы, изготовленной мастером Валентиной Горбачевой, можно увидеть, что носили девушки и женщины Смоленской губернии в ХVIII—ХIХ веках.
Смоленщина находится на стыке двух регионов, история и культура которых имеют серьезные различия. Речь идет о великорусах, занимавших территории севернее и восточнее, и о белорусах, чьи земли находились на юго-западе. Поэтому жители Смоленской губернии впитали в себя традиции двух народностей, что отразилось в одежде. Так, классический праздничный женский костюм вплоть до первой половины ХХ века состоял из красной рубахи с длинными рукавами, которые зауживались книзу. Модель рубахи характерна для великорусов, а вот цвет и ткань позаимствованы у белорусских соседей. Еще один характерный предмет туалета — красный бархатный сарафан с украшениями из бисера и тесьмы, который тоже объединил традиции двух народностей. Бархат испокон веков как очень дорогой материал для парадной одежды использовали в северных районах. В южных же областях такие сарафаны шились из выбеленного льна. А вот причудливый орнамент из тесьмы и бисера — традиционное белорусское украшение.
Кокошник, которым дополнялся наряд женщин Смоленской губернии, является обычным головным убором для великорусов, лапти же были универсальной обувью для славян, хоть и различались по типу плетения и используемым материалам. Что касается бус, то от этого аксессуара не отказывались ни на севере, ни на юге.
У народного костюма Смоленской губернии есть и свои отличительные особенности. Например, крой рубахи, которая часто шилась из трех-четырех кусков ткани. Причем на рукава и верх шли лучшие отрезы, а низ мог быть сшит из более грубой ткани. Кроме этого, в модели предусматривались полики — специальные плечевые вставки. Горловина тонко обшивалась кружевом и собиралась на тесьму, что обеспечивало плотное прилегание к шее. Спереди или сзади размещалась застежка на пуговице. Рукава обязательно имели украсы — нашивки в виде тесьмы и бисера. Обычно рисунок украсов повторялся и на сарафане.
Еще одним способом украшения рукавов рубахи являлась вышивка, которая зачастую носила черты оберега. В причудливый узор вплетались деревья и женские фигуры как символ плодородия, прямые и волнистые линии, символизирующие различные стихии. Часто использовались геометрические фигуры, в которые заключались цветы, схематично изображенные люди и животные.
Примечательно, что смоленский сарафан был косоклинным, то есть имел по бокам вставки. Он обязательно украшался по низу подола и спереди. Чем больше и ярче были нашивки, тем наряднее считался сарафан.
Смоленщина находится на стыке двух регионов, история и культура которых имеют серьезные различия. Речь идет о великорусах, занимавших территории севернее и восточнее, и о белорусах, чьи земли находились на юго-западе. Поэтому жители Смоленской губернии впитали в себя традиции двух народностей, что отразилось в одежде. Так, классический праздничный женский костюм вплоть до первой половины ХХ века состоял из красной рубахи с длинными рукавами, которые зауживались книзу. Модель рубахи характерна для великорусов, а вот цвет и ткань позаимствованы у белорусских соседей. Еще один характерный предмет туалета — красный бархатный сарафан с украшениями из бисера и тесьмы, который тоже объединил традиции двух народностей. Бархат испокон веков как очень дорогой материал для парадной одежды использовали в северных районах. В южных же областях такие сарафаны шились из выбеленного льна. А вот причудливый орнамент из тесьмы и бисера — традиционное белорусское украшение.
Кокошник, которым дополнялся наряд женщин Смоленской губернии, является обычным головным убором для великорусов, лапти же были универсальной обувью для славян, хоть и различались по типу плетения и используемым материалам. Что касается бус, то от этого аксессуара не отказывались ни на севере, ни на юге.
У народного костюма Смоленской губернии есть и свои отличительные особенности. Например, крой рубахи, которая часто шилась из трех-четырех кусков ткани. Причем на рукава и верх шли лучшие отрезы, а низ мог быть сшит из более грубой ткани. Кроме этого, в модели предусматривались полики — специальные плечевые вставки. Горловина тонко обшивалась кружевом и собиралась на тесьму, что обеспечивало плотное прилегание к шее. Спереди или сзади размещалась застежка на пуговице. Рукава обязательно имели украсы — нашивки в виде тесьмы и бисера. Обычно рисунок украсов повторялся и на сарафане.
Еще одним способом украшения рукавов рубахи являлась вышивка, которая зачастую носила черты оберега. В причудливый узор вплетались деревья и женские фигуры как символ плодородия, прямые и волнистые линии, символизирующие различные стихии. Часто использовались геометрические фигуры, в которые заключались цветы, схематично изображенные люди и животные.
Примечательно, что смоленский сарафан был косоклинным, то есть имел по бокам вставки. Он обязательно украшался по низу подола и спереди. Чем больше и ярче были нашивки, тем наряднее считался сарафан.
#10
Полное наименование: Кукла Смоленской губернии
Автор: Горбачева Валентина Яковлевна
Дата создания: ХХ век
Размеры: 58 см
Коллекция: Богучарский районный историко-краеведческий музей
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко-краеведческий музей
№ Госкаталога: 16046123
Автор: Горбачева Валентина Яковлевна
Дата создания: ХХ век
Размеры: 58 см
Коллекция: Богучарский районный историко-краеведческий музей
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко-краеведческий музей
№ Госкаталога: 16046123
#4
Кукла — девушка с косой
#11
#12
Повседневный наряд тамбовских крестьянок состоял из рубахи из домотканого полотна со вставками на плечах в виде трапеции (поликами) и клетчатой поневы. Последняя отличалась от простой юбки наличием прошвы — однотонного темного куска ткани. Поневу носили так, что прошва размещалась спереди или немного сбоку, за передником ее сложно было заметить.
Кушаки носили и мужчины, и женщины. Эти разноцветные пояса несколько раз обматывали вокруг талии и завязывали узлом. При этом концы свободно свисали. Кушак не только поддерживал свободные штаны, поневы или просторные рубахи, но и играл роль одного из основных украшений костюма.
Дети обоих полов носили рубахи из домотканого полотна и подпоясывались узкими кушаками. Девочки одевались так до 15-16 лет. Потом наряд дополнялся яркими юбками или сарафанами. Так ходили на девичьи посиделки и водили хороводы на праздниках. Считалось, если девушка надела юбку поверх рубахи, можно отправлять сватов к ее семье.
Полотно для пошива рубах ткали самостоятельно. Процесс изготовления ткани из льна, конопли и шерсти был длительным и трудоемким. В нем на протяжении осени, зимы и начала весны участвовали все женщины в доме. Производство ткани продолжалось до самого начала посевной.
Семилетние девочки выполняли несложную работу — разматывали нитки, а уже через пять лет становились опытными пряхами. С 15 лет их отправляли белить холсты. Самой ответственной и сложной работой считалось ткачество. Этим занимались женщины постарше, 20—40 лет. Процесс начинался после сбора урожая, пряли долгими зимними вечерами.
Готовую пряжу красили в черный, красный, синий и оранжевый цвета. Дома удавалось получить только черные нитки. Для изготовления красителя железный лом заливали горячим квасом. Чаще всего отдавали пряжу в работу мастерам-красильщикам.
Ткать начинали ранней весной, в период великого поста. В это время в дом заносили ткацкий стан и ставили его поближе к окну.
Обычно использовали технику простого переплетения, хотя время от времени прибегали и к более сложным приемам. Кроме ткани из конопли и льна, в домашних условиях изготавливали также шерстяные и полушерстяные материалы. Позже из них шили поневы и верхнюю одежду.
Шитьем также занимались женщины, используя пеньковые нитки. Фасоны нарядов зависели от размеров имеющихся тканей. Повседневная одежда, например, сарафаны и юбки, не имела широких подолов.
Кушаки носили и мужчины, и женщины. Эти разноцветные пояса несколько раз обматывали вокруг талии и завязывали узлом. При этом концы свободно свисали. Кушак не только поддерживал свободные штаны, поневы или просторные рубахи, но и играл роль одного из основных украшений костюма.
Дети обоих полов носили рубахи из домотканого полотна и подпоясывались узкими кушаками. Девочки одевались так до 15-16 лет. Потом наряд дополнялся яркими юбками или сарафанами. Так ходили на девичьи посиделки и водили хороводы на праздниках. Считалось, если девушка надела юбку поверх рубахи, можно отправлять сватов к ее семье.
Полотно для пошива рубах ткали самостоятельно. Процесс изготовления ткани из льна, конопли и шерсти был длительным и трудоемким. В нем на протяжении осени, зимы и начала весны участвовали все женщины в доме. Производство ткани продолжалось до самого начала посевной.
Семилетние девочки выполняли несложную работу — разматывали нитки, а уже через пять лет становились опытными пряхами. С 15 лет их отправляли белить холсты. Самой ответственной и сложной работой считалось ткачество. Этим занимались женщины постарше, 20—40 лет. Процесс начинался после сбора урожая, пряли долгими зимними вечерами.
Готовую пряжу красили в черный, красный, синий и оранжевый цвета. Дома удавалось получить только черные нитки. Для изготовления красителя железный лом заливали горячим квасом. Чаще всего отдавали пряжу в работу мастерам-красильщикам.
Ткать начинали ранней весной, в период великого поста. В это время в дом заносили ткацкий стан и ставили его поближе к окну.
Обычно использовали технику простого переплетения, хотя время от времени прибегали и к более сложным приемам. Кроме ткани из конопли и льна, в домашних условиях изготавливали также шерстяные и полушерстяные материалы. Позже из них шили поневы и верхнюю одежду.
Шитьем также занимались женщины, используя пеньковые нитки. Фасоны нарядов зависели от размеров имеющихся тканей. Повседневная одежда, например, сарафаны и юбки, не имела широких подолов.
#13
Полное наименование: Кукла в народном костюме Тамбовской губернии
Автор: Горбачева Валентина Яковлевна
Дата создания: XX век
Автор: Горбачева Валентина Яковлевна
Дата создания: XX век
Размеры: 50 см
Коллекция: Старинка
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко — краеведческий музей
№ Госкаталога: 15968103
Коллекция: Старинка
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко — краеведческий музей
№ Госкаталога: 15968103
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Куклы Смоленска, Казачка, Девушка с косой
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться