#1
Куклы Воронежа, Острогожска, Россошки
#2
#10
#8
Многие века большая часть населения России вела крестьянский образ жизни. Тесно связанный с землей, кормившей его, пахарь во многом и сам был частью природы. Одежда его полностью соответствовала особенностям быта.
В Воронежской области мы можем наблюдать множество разнообразных вариантов нарядов из-за хаотичности заселения региона. Здесь жили служилые люди, потомки знатных родов, переселенцы с Украины, стрельцы и казаки. С XVIII века земли стали жаловать боярским и дворянским родам. Крестьяне с большими семьями переселялись из других российских губерний и с Украины.
Одевались жители Воронежской губернии в костюмы, сшитые из тканей, изготовленных из конопли или крапивы. Реже использовали шерсть. Конопля была самой популярной культурой в этом регионе страны. Масло из этого растения, которое научились получать гораздо раньше подсолнечного, повсеместно употребляли в пищу.
Для народных костюмов важен цвет, его символика говорит об эстетическом восприятии одежды людьми. Так, у жителей этой части России в одежде всегда присутствовали белый, черный и красный цвета. Черный, который символизировал землю и спокойствие, был особенно популярен в Воронежской губернии. Этот цвет радости и земледелия мы видим и в девичьих сарафанах, и в верхней одежде.
Рукава рубах, расшитые черными нитями, свидетельствуют о традициях, берущих свои корни в глубинах древности. Историки, изучавшие данный регион, говорят, что это своеобразная благодарность чернозему, щедрой земле, издавна кормившей крестьянина и его семью.
Многие жители Воронежской области до сих пор хранят старинные крестьянские костюмы, полученные от своих предков. Особенно ценились праздничные наряды с головными уборами, расшитыми золотом. В тяжелые голодные годы их меняли на еду.
С XVII века на территорию Воронежской губернии массово стали переселяться украинцы. Поэтому при некоторой схожести с другими регионами юга России многие самобытные явления, носившие художественный характер, мы наблюдаем только здесь. Ярче всего это заметно при изучении особенностей народного костюма.
Женщины носили рубахи, искусно расшитые шерстяными нитями. Чаще всего вышивку размещали на рукавах и груди, иногда применяли декорирование золотыми нитями. На рубаху надевалась понева.
В Воронежской области мы можем наблюдать множество разнообразных вариантов нарядов из-за хаотичности заселения региона. Здесь жили служилые люди, потомки знатных родов, переселенцы с Украины, стрельцы и казаки. С XVIII века земли стали жаловать боярским и дворянским родам. Крестьяне с большими семьями переселялись из других российских губерний и с Украины.
Одевались жители Воронежской губернии в костюмы, сшитые из тканей, изготовленных из конопли или крапивы. Реже использовали шерсть. Конопля была самой популярной культурой в этом регионе страны. Масло из этого растения, которое научились получать гораздо раньше подсолнечного, повсеместно употребляли в пищу.
Для народных костюмов важен цвет, его символика говорит об эстетическом восприятии одежды людьми. Так, у жителей этой части России в одежде всегда присутствовали белый, черный и красный цвета. Черный, который символизировал землю и спокойствие, был особенно популярен в Воронежской губернии. Этот цвет радости и земледелия мы видим и в девичьих сарафанах, и в верхней одежде.
Рукава рубах, расшитые черными нитями, свидетельствуют о традициях, берущих свои корни в глубинах древности. Историки, изучавшие данный регион, говорят, что это своеобразная благодарность чернозему, щедрой земле, издавна кормившей крестьянина и его семью.
Многие жители Воронежской области до сих пор хранят старинные крестьянские костюмы, полученные от своих предков. Особенно ценились праздничные наряды с головными уборами, расшитыми золотом. В тяжелые голодные годы их меняли на еду.
С XVII века на территорию Воронежской губернии массово стали переселяться украинцы. Поэтому при некоторой схожести с другими регионами юга России многие самобытные явления, носившие художественный характер, мы наблюдаем только здесь. Ярче всего это заметно при изучении особенностей народного костюма.
Женщины носили рубахи, искусно расшитые шерстяными нитями. Чаще всего вышивку размещали на рукавах и груди, иногда применяли декорирование золотыми нитями. На рубаху надевалась понева.
#9
Атрибуция:
Полное наименование: Кукла «Воронежская сувенирная в сороке»
Автор: Горбачева Валентина Яковлевна
Дата создания: XX век
Полное наименование: Кукла «Воронежская сувенирная в сороке»
Автор: Горбачева Валентина Яковлевна
Дата создания: XX век
Размеры: 82 см
Коллекция: Старинка
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко-краеведческий музей
Реставраторы: Горбачева В.Я.
№ Госкаталога: 16046106
Коллекция: Старинка
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко-краеведческий музей
Реставраторы: Горбачева В.Я.
№ Госкаталога: 16046106
#3
Кукла в старинном костюме с. Россошки
#12
#11
Народные костюмы Репьевского района Воронежской области объединили в себе традиции и особенности различных этногрупп, представители которых населяли его территорию. Жителей Репьевского района можно отличить от других воронежцев по говору, обычаям, одежде. Все многообразие деталей национальных костюмов представлено в праздничных нарядах села Репьевка.
Репьевские модницы предпочитали шить одежду не из домотканых холстов, а из дорогих фабричных тканей: шерсти, парчи, шелка, ситца, сатина. Растительные красители однообразных оттенков постепенно заменялись красками на основе анилина с широким спектром цветовой гаммы.
В селах Репьевского района характерным отличием обрамления одежды считались вышитые крестиком орнаменты в виде ромбов и квадратов. Детали одежды с блестящей фурнитурой, бисером и вышивкой придавали праздничной одежде яркий и эффектный вид. Костюм дополнялся разноцветными поясами-покромками, бусами, а в селе Россошки сверху надевали сплетенные из бисера мониста.
Повседневный и праздничный костюмы у деревенских мужчин практически не различались. Мужской национальный наряд включал шаровары, сапоги и рубаху-косоворотку с вышивным воротом. Девочки и мальчики до подросткового возраста бегали в одинаковых домотканых рубахах длиною до пят.
В большинстве сел Репьевского района в женских костюмах обязательно присутствовала понева — вид домотканой шерстяной юбки. В разных деревнях поневы различались по расцветке. Чаще всего они производились из темно-синего клетчатого полотна. По цвету полосок, разделяющих ткань на клетки, можно было понять, в какой именно деревне изделие шилось. На хуторе Ивановском женщины носили однотонные черные поневы с разноцветной крестовой вышивкой.
В прошлом столетии национальные костюмы стали широко использоваться в концертной деятельности народных песенных коллективов. В связи с этим традиционная одежда обогатилась более яркими красками: насыщенно красными, малиновыми, бордовыми. Особое внимание уделялось внешнему виду женских головных уборов. Массивные сороки причудливых форм, украшенные вышивкой, бисером, блестящими деталями, привлекали внимание, выглядели дорого и эффектно.
В начале XX века в селе Россошки традиционную одежду с поневами постепенно вытеснили более современные наряды. Вышивка продолжала иметь место, но на смену геометрическим орнаментам пришли растительные узоры. Листья, цветы, стебли, бутоны тоже вышивались крестом. Цветочными орнаментами украшали рубашки и кофты.
Молодые девушки стали носить клетчатые юбки и в замужестве уже не надевали поневы. В Воронежской области и на соседней белгородчине в моду прочно вошел практичный для повседневной одежды черный цвет юбок и фартуков.
Поневы полностью отсутствовали в костюмах сел Бутырки и Усть-Муравлянка. В этих деревнях предпочитали носить юбки из тяжелого сукна. По виду они напоминали домотканые изделия, но шились из покупных ниток заводского изготовления. Такие юбки в обиходе назывались «курскими».
Репьевские модницы предпочитали шить одежду не из домотканых холстов, а из дорогих фабричных тканей: шерсти, парчи, шелка, ситца, сатина. Растительные красители однообразных оттенков постепенно заменялись красками на основе анилина с широким спектром цветовой гаммы.
В селах Репьевского района характерным отличием обрамления одежды считались вышитые крестиком орнаменты в виде ромбов и квадратов. Детали одежды с блестящей фурнитурой, бисером и вышивкой придавали праздничной одежде яркий и эффектный вид. Костюм дополнялся разноцветными поясами-покромками, бусами, а в селе Россошки сверху надевали сплетенные из бисера мониста.
Повседневный и праздничный костюмы у деревенских мужчин практически не различались. Мужской национальный наряд включал шаровары, сапоги и рубаху-косоворотку с вышивным воротом. Девочки и мальчики до подросткового возраста бегали в одинаковых домотканых рубахах длиною до пят.
В большинстве сел Репьевского района в женских костюмах обязательно присутствовала понева — вид домотканой шерстяной юбки. В разных деревнях поневы различались по расцветке. Чаще всего они производились из темно-синего клетчатого полотна. По цвету полосок, разделяющих ткань на клетки, можно было понять, в какой именно деревне изделие шилось. На хуторе Ивановском женщины носили однотонные черные поневы с разноцветной крестовой вышивкой.
В прошлом столетии национальные костюмы стали широко использоваться в концертной деятельности народных песенных коллективов. В связи с этим традиционная одежда обогатилась более яркими красками: насыщенно красными, малиновыми, бордовыми. Особое внимание уделялось внешнему виду женских головных уборов. Массивные сороки причудливых форм, украшенные вышивкой, бисером, блестящими деталями, привлекали внимание, выглядели дорого и эффектно.
В начале XX века в селе Россошки традиционную одежду с поневами постепенно вытеснили более современные наряды. Вышивка продолжала иметь место, но на смену геометрическим орнаментам пришли растительные узоры. Листья, цветы, стебли, бутоны тоже вышивались крестом. Цветочными орнаментами украшали рубашки и кофты.
Молодые девушки стали носить клетчатые юбки и в замужестве уже не надевали поневы. В Воронежской области и на соседней белгородчине в моду прочно вошел практичный для повседневной одежды черный цвет юбок и фартуков.
Поневы полностью отсутствовали в костюмах сел Бутырки и Усть-Муравлянка. В этих деревнях предпочитали носить юбки из тяжелого сукна. По виду они напоминали домотканые изделия, но шились из покупных ниток заводского изготовления. Такие юбки в обиходе назывались «курскими».
#13
Атрибуция:
Полное наименование: Кукла в старинном костюме с. Россошки Репьевского района
Автор: Горбачева Валентина Яковлевна
Дата создания: XX век
Размеры: 63 см
Коллекция: Старинка
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко-краеведческий музей
№ Госкаталога: 16046109
Полное наименование: Кукла в старинном костюме с. Россошки Репьевского района
Автор: Горбачева Валентина Яковлевна
Дата создания: XX век
Размеры: 63 см
Коллекция: Старинка
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко-краеведческий музей
№ Госкаталога: 16046109
#4
Кукла в костюме г. Острогожск
#14
#15
Праздничный костюм, который мы видим на кукле, в точности повторяет традиционный женский наряд жительниц воронежско-белгородского пограничья, хотя в музее представлен как одежда села Русская Тростянка Острогожского района.
В орнаментах вышивки на юбке-понёве и белой рубахе «зашифровывали» возраст женщины — каждому из возрастов соответствовал свой узор. То же относилось и к случаям, к которым вышивалась рубаха: к свадьбе вышивали один орнамент, к празднику — другой, а если рубаха и понёва шились для воскресной службы, то третий.
На кукле надета чёрная в клетку понёва со вставкой из прошвы — гладкой ткани чёрного цвета. Украшена шерстяная юбка ковровой вышивкой. Следует отметить, что и декорировали вышивкой сзади, по бокам и по подолу не только праздничные понёвы, но и будничные элементы одежды. Просто праздничные отличались более сложной техникой вышивки и густотой наложения нити. По цветовой гамме вышивки можно было определить, из какого села родом владелица понёвы.
Основой женского костюма всегда считалась рубаха, иногда её называли станушкой — от слова «стан», фигура. Изначально рубахи шили из грубого домотканого полотна, но со временем для праздничной одежды стали покупать более тонкую ткань у заезжих купцов. Белый холст искусно расшивали чёрной нитью, геометрическим орнаментом. Видов рубах было больше десятка — расшитые мушками и с зобом, с перетканками — вытканным узором отличающегося от основы цвета, поликами — соединяющими полочку и спинку по линии плеча элементами кроя.
Их шили изо льна и конопляной холстины, основным цветом оставался белый, но в ходу были и красные рубахи. Отбеливали ткань золой, но для повседневной одежды холстину выбеливали лишь слегка, яркая белизна важна была только для праздничной рубашки.
Фасон рубах тоже мог быть разным. Для повседневной носки шили рубахи со странным названием «дурочка», они отличались от праздничных длиной рукава — чуть ниже локтя. Такая длина была очень удобна — рукава не мешали женщине месить тесто, ухаживать за животными, работать в огороде и по дому. Были рубахи-«блошницы», предназначенные и для дневной носки, и для сна, рукава у них длинные, а вместо подъюбника — подставка.
Характерным дополнением для костюмов этого региона была грибатка — что-то вроде колье из кружочков, связанных между собой золотыми и серебряными нитями. Нагрудное украшение, символизирующее неутомимый бег солнца по небосводу, носили и мужчины, и женщины, и юные девушки. Изделия отличались по форме, цвету и количеству махры (бахромы). Грибатки делают и сегодня, но уже из современных материалов и нитей.
В орнаментах вышивки на юбке-понёве и белой рубахе «зашифровывали» возраст женщины — каждому из возрастов соответствовал свой узор. То же относилось и к случаям, к которым вышивалась рубаха: к свадьбе вышивали один орнамент, к празднику — другой, а если рубаха и понёва шились для воскресной службы, то третий.
На кукле надета чёрная в клетку понёва со вставкой из прошвы — гладкой ткани чёрного цвета. Украшена шерстяная юбка ковровой вышивкой. Следует отметить, что и декорировали вышивкой сзади, по бокам и по подолу не только праздничные понёвы, но и будничные элементы одежды. Просто праздничные отличались более сложной техникой вышивки и густотой наложения нити. По цветовой гамме вышивки можно было определить, из какого села родом владелица понёвы.
Основой женского костюма всегда считалась рубаха, иногда её называли станушкой — от слова «стан», фигура. Изначально рубахи шили из грубого домотканого полотна, но со временем для праздничной одежды стали покупать более тонкую ткань у заезжих купцов. Белый холст искусно расшивали чёрной нитью, геометрическим орнаментом. Видов рубах было больше десятка — расшитые мушками и с зобом, с перетканками — вытканным узором отличающегося от основы цвета, поликами — соединяющими полочку и спинку по линии плеча элементами кроя.
Их шили изо льна и конопляной холстины, основным цветом оставался белый, но в ходу были и красные рубахи. Отбеливали ткань золой, но для повседневной одежды холстину выбеливали лишь слегка, яркая белизна важна была только для праздничной рубашки.
Фасон рубах тоже мог быть разным. Для повседневной носки шили рубахи со странным названием «дурочка», они отличались от праздничных длиной рукава — чуть ниже локтя. Такая длина была очень удобна — рукава не мешали женщине месить тесто, ухаживать за животными, работать в огороде и по дому. Были рубахи-«блошницы», предназначенные и для дневной носки, и для сна, рукава у них длинные, а вместо подъюбника — подставка.
Характерным дополнением для костюмов этого региона была грибатка — что-то вроде колье из кружочков, связанных между собой золотыми и серебряными нитями. Нагрудное украшение, символизирующее неутомимый бег солнца по небосводу, носили и мужчины, и женщины, и юные девушки. Изделия отличались по форме, цвету и количеству махры (бахромы). Грибатки делают и сегодня, но уже из современных материалов и нитей.
#16
Атрибуция:
Полное наименование: Кукла в народном костюме г. Острогожск, Воронежской губернии
Автор: Горбачева Валентина Яковлевна
Дата создания: ХХ век
Полное наименование: Кукла в народном костюме г. Острогожск, Воронежской губернии
Автор: Горбачева Валентина Яковлевна
Дата создания: ХХ век
Размеры: 77 см
Коллекция: Старинка
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко — краеведческий музей
Реставраторы: Горбачева В.Я.
№ Госкаталога: 16046131
Коллекция: Старинка
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко — краеведческий музей
Реставраторы: Горбачева В.Я.
№ Госкаталога: 16046131
#5
Кукла в костюме Острогожского уезда
#17
#18
Национальная одежда как нельзя лучше раскрывает одну из сторон культурных традиций народа. На Руси существовало несколько типов женских народных костюмов, характерных для тех или иных губерний и регионов. Каждый тип (комплекс) женской одежды отличался количеством предметов, в него входивших, силуэтом и кроем, временем появления. Наиболее ярко различались северорусский и южнорусский варианты костюмов.
Характерный для южнорусского региона понёвный комплекс относят к наиболее старинному типу русских женских нарядов. Первые упоминания о нём датируются X веком. Само слово «понёва» в древние времена означало тканое полотно. Современное понятие понёвы как юбки из плотной ткани стало встречаться несколько позднее. В дословном переводе понёва («понять, обнять») — набедренная женская одежда. Понёва могла быть как распашной, так и замкнутой, когда края полотнищ соприкасались, стянутые поясным шнурком.
Понёва надевалась поверх рубахи и состояла из нескольких полотнищ, чаще шерстяных. Наиболее распространённым вариантом ткани были чёрные полотна с вышитой цветными нитями клеткой. Интересным фактом считается то, что носили понёвы только замужние женщины. Молодые деревенские девушки ходили в рубахах. Для них существовал целый обряд «вскакивания в понёву», когда на один день они надевали «бабскую» юбку, объявляя себя невестами.
В южнорусских губерниях помимо понёвы в традиционный комплект входили: рубаха, в которой декорировалась плечевая и рукавная часть, передник, пояс (покромка), нагрудник, головной убор (сорока), лыковая или кожаная обувь. Будничные понёвы предназначались для ежедневного ношения, их декорированию не уделялось столько времени и материала, как обрядовым, праздничным вариантам этого вида одежды.
В каждом регионе складывались свои традиции декорирования понёв. Верхнесосенские изделия отличались необычным, петельчатым наложением нитей, коротоякские — крупными складками. В костюмы Сапожковского уезда обязательно входил белый шерстяной шушпан — кафтан-навершник, а россошанские понёвы в прошлом столетии активно использовались только во время обрядовых мероприятий.
Праздничная одежда богато украшалась вышивкой, тесьмой, настрочными полосками, кружевными вставками, блёстками, бусинами. Основными цветами в одежде были красный и белый. Оттенки красного могли варьироваться от тёмных до светлых. Так, на севере Руси красный цвет в женских костюмах мог уходить в глубокие малиновые тона. В южных регионах предпочтение отдавалось оранжево-красным оттенкам. Сами понёвы чаще шились из плотных тёмно-синих и чёрных тканей, придавая фигуре хозяйки стать и уверенность.
Наиболее ярким декором отличались понёвные комплексы на белгородчине и в деревнях Воронежской губернии. Из века в век на подолах понёв и фартуков, рукавах рубашек вышивались древние орнаменты, несущие смысловую нагрузку. В них присутствовали магические символы, истоки которых имели индоевропейское происхождение. Самые дорогие понёвы украшались меандром — повторяющимся извилистым орнаментом чёткой формы.
Характерный для южнорусского региона понёвный комплекс относят к наиболее старинному типу русских женских нарядов. Первые упоминания о нём датируются X веком. Само слово «понёва» в древние времена означало тканое полотно. Современное понятие понёвы как юбки из плотной ткани стало встречаться несколько позднее. В дословном переводе понёва («понять, обнять») — набедренная женская одежда. Понёва могла быть как распашной, так и замкнутой, когда края полотнищ соприкасались, стянутые поясным шнурком.
Понёва надевалась поверх рубахи и состояла из нескольких полотнищ, чаще шерстяных. Наиболее распространённым вариантом ткани были чёрные полотна с вышитой цветными нитями клеткой. Интересным фактом считается то, что носили понёвы только замужние женщины. Молодые деревенские девушки ходили в рубахах. Для них существовал целый обряд «вскакивания в понёву», когда на один день они надевали «бабскую» юбку, объявляя себя невестами.
В южнорусских губерниях помимо понёвы в традиционный комплект входили: рубаха, в которой декорировалась плечевая и рукавная часть, передник, пояс (покромка), нагрудник, головной убор (сорока), лыковая или кожаная обувь. Будничные понёвы предназначались для ежедневного ношения, их декорированию не уделялось столько времени и материала, как обрядовым, праздничным вариантам этого вида одежды.
В каждом регионе складывались свои традиции декорирования понёв. Верхнесосенские изделия отличались необычным, петельчатым наложением нитей, коротоякские — крупными складками. В костюмы Сапожковского уезда обязательно входил белый шерстяной шушпан — кафтан-навершник, а россошанские понёвы в прошлом столетии активно использовались только во время обрядовых мероприятий.
Праздничная одежда богато украшалась вышивкой, тесьмой, настрочными полосками, кружевными вставками, блёстками, бусинами. Основными цветами в одежде были красный и белый. Оттенки красного могли варьироваться от тёмных до светлых. Так, на севере Руси красный цвет в женских костюмах мог уходить в глубокие малиновые тона. В южных регионах предпочтение отдавалось оранжево-красным оттенкам. Сами понёвы чаще шились из плотных тёмно-синих и чёрных тканей, придавая фигуре хозяйки стать и уверенность.
Наиболее ярким декором отличались понёвные комплексы на белгородчине и в деревнях Воронежской губернии. Из века в век на подолах понёв и фартуков, рукавах рубашек вышивались древние орнаменты, несущие смысловую нагрузку. В них присутствовали магические символы, истоки которых имели индоевропейское происхождение. Самые дорогие понёвы украшались меандром — повторяющимся извилистым орнаментом чёткой формы.
#19
Атрибуция:
Полное наименование: Кукла в традиционном костюме Воронежской губернии г. Острогожск в сороке
Автор: Горбачёва Валентина Яковлевна
Дата создания: XX век
Размеры: 62 см
Коллекция: Богучарский районный историко-краеведческий музей
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко-краеведческий музей
№ Госкаталога: 16046128
Полное наименование: Кукла в традиционном костюме Воронежской губернии г. Острогожск в сороке
Автор: Горбачёва Валентина Яковлевна
Дата создания: XX век
Размеры: 62 см
Коллекция: Богучарский районный историко-краеведческий музей
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко-краеведческий музей
№ Госкаталога: 16046128
#6
Кукла в костюме Острогожского уезда
#20
#21
Народные костюмы Острогожского уезда Смоленской губернии имеют свои особенности. Некоторые элементы не встречаются в одежде женщин других районов и по праву считаются культурным достоянием острогожских сел. На примере куклы, выполненной мастером Валентиной Горбачевой, можно убедиться, что местные женщины в ХVIII—ХIХ веках одевались с особым шиком и изяществом, которые были характерны и для повседневных нарядов.
Традиционный костюм женщин из села Шубного Острогожского района состоял из домотканой красной шерстяной юбки в полоску, белой рубахи с отделкой из тесьмы, белой завески (передника) с кружевной отделкой. Дополнял наряд плетеный пояс из тесьмы, края которого украшались вышивкой и бисером.
Даже в праздничном варианте острогожские женщины использовали белые рубахи из плотной холщовой ткани, рукава которых были присборены и украшены широким черным орнаментом. Это могла быть вышивка, но чаще всего использовалась тесьма, из которой создавались причудливые узоры. Чем богаче было украшение рукавов и белее рубаха, тем выше она занимала место в гардеробной иерархии женщины. Рубахи на каждый день, как правило, имели минимум украшений и шились из сероватой, а не белоснежной ткани. Примечательно, что и рукава в таких рубахах часто были короткими, чтобы одежда не сковывала движений и не мешала в работе. Вообще же в ХVIII веке в Острогожском районе использовалось более 10 различных фасонов женских рубах. Самый распространенный вариант — «блошница» из серой грубой ткани без отделки с длинными рукавами и длинным подолом, которая одновременно выполняла функции халата и ночной сорочки.
В зависимости от статуса женщины рубаха дополнялась сарафаном или же поневой — шерстяной юбкой. Сарафаны носили преимущественно незамужние девушки или вдовы, а вот поневы предписывалось надевать женщинам после вступления в брак. Шились они из очень плотного домотканого полотна, преимущественно шерстяного. Причем в праздничном исполнении это была алая юбка в желтую или же белую клетку, а в повседневном варианте понева шилась из темной шерстяной ткани в красную клетку. Но любая юбка, и праздничная, и повседневная, обязательно дополнялась завеской. Ее расшивали с особой тщательностью по нижнему краю, используя тесьму, бисер или же цветные нитки. Наиболее сложным и трудоемким украшением считалась вышивка, которая имела сакральное значение. Молодые женщины использовали такие символы, как древо жизни, земля, цветы, чтобы в семье рождалось как можно больше детей. Женщины в возрасте украшали завески стилизованными животными и растениями — символом плодородия. Чаще всего использовались ромбовидные узоры, олицетворяющие языческого бога солнца.
Аксессуарам острогожские женщины уделяли особое внимание и непременно дополняли свой гардероб длинными бусами из стекла или дерева, массивными серьгами и плетеными поясами. Для их изготовления обычно использовалась разноцветная тесьма, но в некоторых случаях — ленты или же обрезки тканей, из которых получались широкие праздничные кушаки.
Традиционный костюм женщин из села Шубного Острогожского района состоял из домотканой красной шерстяной юбки в полоску, белой рубахи с отделкой из тесьмы, белой завески (передника) с кружевной отделкой. Дополнял наряд плетеный пояс из тесьмы, края которого украшались вышивкой и бисером.
Даже в праздничном варианте острогожские женщины использовали белые рубахи из плотной холщовой ткани, рукава которых были присборены и украшены широким черным орнаментом. Это могла быть вышивка, но чаще всего использовалась тесьма, из которой создавались причудливые узоры. Чем богаче было украшение рукавов и белее рубаха, тем выше она занимала место в гардеробной иерархии женщины. Рубахи на каждый день, как правило, имели минимум украшений и шились из сероватой, а не белоснежной ткани. Примечательно, что и рукава в таких рубахах часто были короткими, чтобы одежда не сковывала движений и не мешала в работе. Вообще же в ХVIII веке в Острогожском районе использовалось более 10 различных фасонов женских рубах. Самый распространенный вариант — «блошница» из серой грубой ткани без отделки с длинными рукавами и длинным подолом, которая одновременно выполняла функции халата и ночной сорочки.
В зависимости от статуса женщины рубаха дополнялась сарафаном или же поневой — шерстяной юбкой. Сарафаны носили преимущественно незамужние девушки или вдовы, а вот поневы предписывалось надевать женщинам после вступления в брак. Шились они из очень плотного домотканого полотна, преимущественно шерстяного. Причем в праздничном исполнении это была алая юбка в желтую или же белую клетку, а в повседневном варианте понева шилась из темной шерстяной ткани в красную клетку. Но любая юбка, и праздничная, и повседневная, обязательно дополнялась завеской. Ее расшивали с особой тщательностью по нижнему краю, используя тесьму, бисер или же цветные нитки. Наиболее сложным и трудоемким украшением считалась вышивка, которая имела сакральное значение. Молодые женщины использовали такие символы, как древо жизни, земля, цветы, чтобы в семье рождалось как можно больше детей. Женщины в возрасте украшали завески стилизованными животными и растениями — символом плодородия. Чаще всего использовались ромбовидные узоры, олицетворяющие языческого бога солнца.
Аксессуарам острогожские женщины уделяли особое внимание и непременно дополняли свой гардероб длинными бусами из стекла или дерева, массивными серьгами и плетеными поясами. Для их изготовления обычно использовалась разноцветная тесьма, но в некоторых случаях — ленты или же обрезки тканей, из которых получались широкие праздничные кушаки.
#22
Атрибуция:
Полное наименование: Кукла в традиционном костюме Острогожского уезда Воронежской губернии в сороке
Автор: Горбачева Валентина Яковлевна
Дата создания: XX век
Размеры: 62 см
Коллекция: Богучарский районный историко-краеведческий музей
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко-краеведческий музей
Реставраторы: Горбачева В.Я.
№ Госкаталога: 1604610
Полное наименование: Кукла в традиционном костюме Острогожского уезда Воронежской губернии в сороке
Автор: Горбачева Валентина Яковлевна
Дата создания: XX век
Размеры: 62 см
Коллекция: Богучарский районный историко-краеведческий музей
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко-краеведческий музей
Реставраторы: Горбачева В.Я.
№ Госкаталога: 1604610
#7
Кукла в костюме Острогожского уезда
#23
#24
Большеглазая кукла с румянцем на белом личике одета в праздничный женский костюм Острогожского района. Каждая деталь традиционного наряда — этнографическая ценность. Основа костюма — белая рубаха из самотканого полотна с присборенным к низу рукавом, украшенным белым кружевом и алой лентой. На рубашку надета шерстяная юбка-понева с черной прошвой. Белая завеска (передник) по низу богато украшена тесьмой. Плотно обхватывающий талию куклы пояс-«покромка» тоже выполнен из тесьмы, он слегка расширяется к низу, концы окантованы золотистой тесьмой и украшены ярким геометрическим орнаментом.
На голове у куклы образец самого роскошного народного убора — сорока из красной ткани, украшенная бисером и блестящей тесьмой. На шее куклы традиционная «грибатка» — украшение из сшитых золотыми и серебряными нитями кружочков, и бусы — круговой «монист». Обута кукла в аккуратные лапти.
Палитра праздничного народного костюма состоит из ярких цветов. Особое место в ней занимает оранжевый, или, как его называют в Острогожском районе из-за схожести с цветом раскаленного солнца, — желто-горячий. Малиновый и нежно-розовый цвета в наряде символизируют закаты и рассветы, а подчеркнутые зеленым или синим они кажутся еще более яркими, будто пылают.
Символ всей растительности — зеленый, напоминает о посевах на крестьянских полях, о щедрых огородных грядках, о буйных травах многочисленных российских лугов, о пышных кронах деревьев в саду и дремучих лесах и дубравах. Зеленый цвет символизирует свободу, покой и изобилие, но используется в народных костюмах не так активно, как алый или красный.
Желтый цвет в костюме символизирует кратковременные разлуки, ультрамарин — реки, моря и небеса, а также верность и целомудрие. Белый же цвет — символ смерти и горя. Холодный голубой цвет применяют редко, и то в виде тонких полосочек или бусинок. Голубым, который означает страх, ненастье и бескровность, подчеркивают яркость красного.
Вечный покой и богатые земельные угодья символизирует черный, его в костюмах Воронежского края применяют часто и охотно — поневы праздничных костюмов, к примеру, всегда черные. Это помогает подчеркнуть ритмику цветовых сочетаний, многоцветность и блеск украшающих изделие тесьмы, бусинок, золотых и серебряных нитей. Черный не приглушает другие цвета, радостное звучание ярких красок становится лишь отчетливее.
В каждой продуманной до мелочей детали праздничного наряда ощущается не только рука мастера и врожденный вкус, но и стремление к красоте и гармонии.
На голове у куклы образец самого роскошного народного убора — сорока из красной ткани, украшенная бисером и блестящей тесьмой. На шее куклы традиционная «грибатка» — украшение из сшитых золотыми и серебряными нитями кружочков, и бусы — круговой «монист». Обута кукла в аккуратные лапти.
Палитра праздничного народного костюма состоит из ярких цветов. Особое место в ней занимает оранжевый, или, как его называют в Острогожском районе из-за схожести с цветом раскаленного солнца, — желто-горячий. Малиновый и нежно-розовый цвета в наряде символизируют закаты и рассветы, а подчеркнутые зеленым или синим они кажутся еще более яркими, будто пылают.
Символ всей растительности — зеленый, напоминает о посевах на крестьянских полях, о щедрых огородных грядках, о буйных травах многочисленных российских лугов, о пышных кронах деревьев в саду и дремучих лесах и дубравах. Зеленый цвет символизирует свободу, покой и изобилие, но используется в народных костюмах не так активно, как алый или красный.
Желтый цвет в костюме символизирует кратковременные разлуки, ультрамарин — реки, моря и небеса, а также верность и целомудрие. Белый же цвет — символ смерти и горя. Холодный голубой цвет применяют редко, и то в виде тонких полосочек или бусинок. Голубым, который означает страх, ненастье и бескровность, подчеркивают яркость красного.
Вечный покой и богатые земельные угодья символизирует черный, его в костюмах Воронежского края применяют часто и охотно — поневы праздничных костюмов, к примеру, всегда черные. Это помогает подчеркнуть ритмику цветовых сочетаний, многоцветность и блеск украшающих изделие тесьмы, бусинок, золотых и серебряных нитей. Черный не приглушает другие цвета, радостное звучание ярких красок становится лишь отчетливее.
В каждой продуманной до мелочей детали праздничного наряда ощущается не только рука мастера и врожденный вкус, но и стремление к красоте и гармонии.
#25
Атрибуция:
Полное наименование: Кукла в национальном традиционном костюме Острогожского уезда
Автор: Горбачева Валентина Яковлевна
Дата создания: ХХ век
Размеры: 61 см
Коллекция: Богучарский районный историко-краеведческий музей
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко-краеведческий музей
№ Госкаталога: 19546098
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Куклы Воронежа, Острогожска, Россошки
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться