Ритуальный костюм ненецких шаманов отличался простотой и лаконичностью. Его главной функцией была защита шамана от злых духов на земле во время обряда камлания, когда его душа странствует между мирами. Специальный костюм могли носить только шаманы, которые общались с небесными и подземными духами.
Известно несколько видов костюма шаманов (или тадибеев) европейских тундр. Первый напоминал традиционную глухую шубу-малицу, его шили из оленьей шкуры мехом внутрь. Такой костюм украшали двумя рядами бахромы из красного сукна — символа крови, мужской силы и жизни.
Красную бахрому также крепили на плечах, рукавах и по бокам. На спину и грудь вешали железные бляхи — металл считался сакральным, чистым материалом, перезвон которого отпугивает темные силы. Частью шаманского костюма или его летним вариантом могла служить маличная рубаха из ткани.
Другой тип шаманского костюма бытовал к западу от Печоры. Это замшевая рубаха, полы которой отделаны бахромой, а рукава, спина и грудь — разноцветными полосками сукна. Сверху шаман накидывал халат из ровдуги — оленьей замши, длиной чуть ниже колена. Он был украшен кистями замши и шумовыми подвесками: колокольчиками, бубенцами, поясными бляхами, пуговицами, копытцами телят.
Одежда такого типа представлена в экспозиции Ненецкого краеведческого музея. Это замшевая куртка с небольшим отложным воротником. Все швы выполнены наружу, проложены подшейным волосом белого оленя, укреплены жильными нитями. Отдельные швы и рукава украшены ярко-красным сукном. По бортам рубахи — полоски сукна зеленого цвета — символа возрождения природы. Цветовая и декоративная отделка ненецкого костюма всегда подразумевала культурно-религиозный код.
На шаманском костюме были вшиты десять полосок ткани с бахромой или подвесками — они не сохранились. Боковые швы рукавов были украшены полосками красного и черного сукна, это видно по светлым фрагментам кожи. Куртка застегивается по-женски: правая пола находит на левую, возле горловины есть медная пуговица с изображением двуглавого орла с короной, скипетром и державой.
Изготовление шаманского костюма было коллективным занятием женщин. Жена,
дочери и сестры шамана собирались вместе, работали и пели. После этого
шаманский костюм проходил обряд очищения.