В экспозиции Энгельсского краеведческого музея представлена одна из ранних работ Якова Яковлевича Вебера «Летний мотив с пароходом».
Точная дата написания полотна неизвестна. Дело в том, что многие произведения, созданные художником в период с 1909 по 1917 год, бесследно исчезли, а те из них, что сохранились, почти без исключения не датированы. Однако судя по мотиву, колориту, композиции и использованным приемам их с уверенностью можно отнести к 1910–1920-му году. К числу таких работ относится и «Летний мотив с пароходом». Картина была отреставрирована в 1995 году Владимиром Соляновым, были восстановлены многочисленные утраты красочного слоя.
Сюжет «Летний мотив с пароходом» показывает зрителю типичный волжский повседневный пейзаж. На полотне изображена умиротворенная картина: зеленая листва, сочная трава береговой линии. Вдалеке спокойно движется по реке пароход. Есть ощущение безмятежности, тишины. Зеркальная гладь воды и светлое безоблачное небо передают спокойствие летнего дня. Глядя на картину, зритель мысленно переносится на волжский берег, где можно сесть на обрывистый склон и молча помечтать, скрывшись от повседневной суеты. Фактура речной воды, неба, берегов, деревьев передаются характерным то гладким, то пастозным подвижным мазком и цветом, присущим Веберу, выявляя его индивидуальную живописную манеру.
Индивидуальное письмо художника особенно ощутимо в этюдах Якова
Яковлевича, которые сам он часто ценил выше своих картин. Поиск собственного
голоса — одно из главных кредо живописца. С самого начала творческого пути Яков
Яковлевич старался не подражать своим учителям, хотя влияние некоторых из них
на раннего Вебера бесспорно. Несмотря на все сложности жизненного пути,
художник оставался верен принципам русского пейзажного искусства второй
половины XIX века. По характеристике известного земляка и историка русского
искусства Эмилия Арбитмана, особенностью творчества Якова Яковлевича Вебера
можно смело назвать спокойную повествовательность, скромность мотивов и
традиционность изобразительных средств.