Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Югорское наследие»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Лимонит, Антропоморфная фигурка

0
Открыть в приложении
#1
Лимонит, Антропоморфная фигурка
#9
Лимонит
#11
История Салымского края — так называют территорию современного Нефтеюганского района — началась задолго до освоения Сибири и открытия первых нефтяных месторождений в Югре. Археологические исследования подтверждают, что первые поселения здесь появились в VI тысячелетии до нашей эры. В низовьях реки Большой Балык, в среднем и верхнем течении Салыма, между реками Демьянка и Юган открыты поселения и могильники эпохи неолита — нового каменного века.

На территорию Салымского края предметы из металла поступали в готовом виде из соседних регионов: Урала, Алтая, Саян, где обработку этого материала освоили раньше. Сотни лет торговля шла за счет обмена пушнины на изделия из металла.

Собственное производство металлических предметов началось с открытием в I веке до нашей эры болотной руды или бурого железняка — лимонита. Слово «лимонит» древнегреческого происхождения и обозначает луг или сырое место. Именно в таких местах и встречались залежи бурого железняка.

Уже на рубеже эр салымцы пользовались собственноручно изготовленными железными орудиями. Технология выплавки была заимствована у соседей, которые к тому времени уже освоили металлообработку.

Исследователи полагают, что местное население использовало сыродутный процесс при работе с болотной рудой. Эта технология насчитывает несколько тысяч лет, хотя сам термин «сыродутный» появился в XIX веке. Так называли плавление руды, при котором воздух подавался в печь непрогретым, «сырым», в отличие от паровых агрегатов XIX века. Сыродутные печи сооружали в ветреных местах: на холмах, в предгорьях. Внутри сжигали древесный уголь, перемешанный с рудой. Железо плавилось и опускалось на дно печи. Обычно в соседних регионах печи напоминали конус с отверстием в нижней части и желобом для выхода расплавленного шлака. Желоб вел в специальную яму, в которой собирался жидкий сплав. На территории Салымского края были найдены остатки ям, в которых присутствовали следы прокала почвы. Археологи предположили, что эти ямы — фрагменты сыродутной печи.

Позже, в эпоху Средневековья, почти в каждом селении работали кузнечные мастерские, где изготавливали наконечники стрел и необходимые в быту инструменты. В XV веке металлообработка в Салымском крае пришла упадок: распространение получили уже готовые и качественные изделия из государства Российского.
#10
Полное наименование: Лимонит
Дата создания: I тысячелетие до нашей эры — VI век нашей эры
Место создания: Территория современного Нефтеюганского района
Размеры: 8,7×7×3,5 см
Коллекция: Историко-художественный музейный комплекс
Правообладатель изображений: Историко-художественный музейный комплекс
#12
Антропоморфная фигурка
#13
Среди исследователей до сих пор нет единой точки зрения на появление керамического производства на территории Западной Сибири. Ученые из Уральского федерального университета выдвинули предположение, что первые изделия из керамики появились здесь около 8 тысяч лет назад. Они же полагают, что это ремесло пришло с Дальнего Востока — самого раннего очага гончарного дела. Возможно, изменения климата подтолкнули древних жителей заготавливать продукты впрок, поэтому они начали лепить сосуды из глины.

В те времена кочевые племена переходили к оседлому образу жизни и перемещались лишь между зимними и летними жилищами. В зимних домах заготавливали продукты. Одновременно с гончарным делом и постоянными землянками появились первые городища, огороженные рвом. Тогда люди редко использовали глину для каких-либо других изделий, кроме сосудов.

Глиняные изваяния, особенно в форме человека, ученые находят на раскопках нечасто. Все обнаруженные антропоморфные скульптурки имеют схожие черты. Они представляют собой фигуру сидящего в верхней одежде человека. Лицо либо обозначали схематически, либо не изображали вовсе. На голову часто накинут капюшон. Одежда покрыта орнаментами — их наносили тонким и острым металлическим инструментом. Чаще всего глиняные фигурки обнаруживали в поселениях, где, предположительно, могли владеть кузнечным делом и изготавливать подобные орудия труда.

До сих пор достоверно не известно, для чего предназначались эти фигурки. Некоторые ученые полагают, что их использовали как игрушки для детей. Фигурки похожи на кукол хантов — акань, которых тоже изготавливали без лица. Считалось, что, если игрушка с глазами останется без присмотра, в нее вселится злой дух.

Также исследователи не исключают связь глиняных фигурок с культом домашнего очага и обрядовыми практиками. Культ домашнего очага встречался у всех народов Сибири. Они верили, что очаг — связующее звено между предками и потомками, символ преемственности поколений.

Глиняную антропоморфную скульптурку из фондов Историко-художественного музейного комплекса обнаружили в 1991 году при разведке территорий в южной части Нефтеюганского района на реке Тапатьега. Близ этой реки находится несколько одноименных городищ. Место, где нашли этот экспонат, носит название Тапатьега 2. Исследователи датировали этот археологический памятник I тысячелетием до нашей эры — XII веком нашей эры.
#14
Полное наименование: Антропоморфное керамическое изображение
Дата создания: I тысячелетие до нашей эры — XII век нашей эры
Техника: лепка, обжиг
Место создания: Городище Тапатьега 2
Размеры: 3,5×4,3×2 см
Коллекция: Историко-художественный музейный комплекс
Правообладатель изображений: Историко-художественный музейный комплекс
#15
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Лимонит, Антропоморфная фигурка

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%