Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Тобольский губернский музей»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Лодка-долблёнка и нарты ездовые собачьи

0
Открыть в приложении
#11
#2

Лодка-долблёнка

#4
Лодка-долблёнка — часть этнографической коллекции Тобольского губернского музея. На таких по сибирским рекам передвигались селькупы, коренной малочисленный народ, живущий на севере Западной Сибири. Другое название лодки на языке селькупов — «облас». Такие лодки были узкими и длинными, их делали из цельного ствола дерева. Чаще всего селькупы использовали осину, так как ее древесина при намокании становится только прочнее, но если лодку нужно было часто носить по суше, то использовали кедр. Такая древесина была легкой и практически не намокала в воде. Стволы для лодок заготавливали зимой, а делать лодку начинали весной, с приходом тепла.

Сделать хорошую долблёнку было непросто, занимались этим мужчины. В зависимости от размеров она должна была вмещать от одного-двух человек до десяти. С выбранной осины убирали кору, затем размечали ствол. Сформировав нос и корму, начинали выдалбливать древесину. Когда долбленка приобретала форму, а борта были нужной толщины, их начинали разводить. Чтобы распарить древесину, в будущую лодку наливали горячую воду. Если возможности нагреть воду не было, то использовали разогретые на костре камни. Самый рискованный способ — установить лодку на козлах над костром и налить в нее воду. За таким распариванием нужно было постоянно приглядывать, чтобы не сжечь дерево.

Внутрь будущей лодки устанавливали распорки из еловых сучков. По мере того, как древесина распаривалась, сучки заменяли на более длинные. Когда борта достаточно расходились, в них делали отверстия, к которым лыком, веревкой или берестой крепили упруги, по-другому шпангоуты — поперечные ребра жесткости. После этого практически готовую лодку смолили — натирали смесью сажи с сосновой или пихтовой смолой, чтобы долблёнка скользила по воде бесшумно и не промокала.

Управляли долблёнкой с помощью шеста и весла длиной от 1 до 1,5 метра, их делали из сосны, ели или кедра. Для отталкивания от берега использовали относительно короткие весла с закругленной лопастью. Обычно мужчина управлял лодкой, стоя на корме, а женщины и дети гребли. Мужские весла отличались от женских большими размерами, более массивными рукоятками и формой лопасти. Верхнюю часть рукоятки женских весел оформляли в виде шестигранника и украшали резьбой, наносили знак родовой принадлежности. Иногда женихи делали специальные весла в подарок своим невестам.
#5
Дата создания: XX век
Техника: Дерево, долбление, распаривание, ручная работа
Место создания: Россия, поселок Ратта, Красноселькупский район, ЯНАО, Тюменская область
Размеры: 21×70×350 см
Коллекция: Этнография народов Севера и сибирских татар
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 10913123
#8
#7

Нарты ездовые собачьи

#9
Узкие собачьи ездовые нарты поступили в Тобольский губернский музей еще в 1910 году — в дар от частного лица, господина Новицкого. Подобные нарты ханты использовали повсеместно.

Нарты полностью ручной работы. Мастер собрал их из деталей, вырезанных из разных пород деревьев и тщательно обработанных. На двух полозьях с тремя высокими вертикальными копыльцами — деревянными столбиками, которые поддерживали основную часть нарт — настелены вязы и установлено сиденье с короткой спинкой. К передним копыльцам мастер приделал дужку для привязывания и ручку в виде дуги. Тобольские нарты не самые крупные — иные могли делать больше 2,5 метра в длину.

Хранящиеся в музее нарты предназначены для езды на упряжках из собак. С их помощью подвозили к месту охоты продукты и необходимые вещи, вывозили добычу. Грузоподъемность нарт в зависимости от их размеров достигала 400 килограммов. Погонщика упряжной нарты называли каюр. Обычно каюр сидел на шкуре белого медведя посередине нарты и держался левой рукой за специальную дугу, предназначенную для балансировки. Собаками он управлял правой рукой при помощи палки-остола с металлическими кольцами на конце. Позвякивая ими, каюр направлял собак в нужную сторону. Остол также служил тормозом: каюр упирался им в землю, а если был сильно недоволен своими собаками, мог запустить эту палку в нерадивое животное.

Для уменьшения трения полозья поливали водой, которую носили в специальной фляге — при этом на полозьях образовывалась ледяная корка, обеспечивающая скольжение. 10–12 собак впрягали в такую нарту цугом, то есть попарно друг за другом. Собачья упряжь состояла из горизонтальной петли-лямки с наспинным и подбрюшным ремнями. Петлю надевали на шею и закрепляли веревками под грудь за передними ногами.

На коротких дистанциях собачьи упряжки шли медленнее оленьих, а на длинных — быстрее, так как собаки выносливее. Даже три собаки могли спокойно везти на нартах двоих людей. Однако при глубоком рыхлом снеге собакам было трудно тянуть упряжку, и тогда впереди шел лыжник и делал колею. В среднем собачья упряжка проходила 4–5 километров в час, а за день — более 30–40 километров. При легком грузе и хороших собаках в сутки можно было проехать 100–200 километров.
#10
Дата создания: Вторая половина XIX века — начало XX века
Техника: Дерево, ручная работа
Место создания: Россия, Тюменская область
Размеры: 27×45×225 см
Коллекция: Этнография народов Севера и сибирских татар
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 10913103
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Лодка-долблёнка и нарты ездовые собачьи

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%