Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Олiсны-вылiсны гозъя… Жила-была пара…»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Люлька

Время создания
конец XIX – начало XX веков
Размер
77x45x24 см
Техника
дерево, столярная работа
1
Открыть в приложении
#1
Колыбель
#4

Колыбель

#2
Дети — ростки новой жизни. Наиболее подходящим помещением для родов считались хлев и особенно — баня. Ребёнка после бани укладывали в колыбель, изготовленную отцом или дедом новорожденного. Однако чаще всего использовалась колыбель старших детей или колыбель, перешедшая по наследству, т. к считалось, что в колыбели, в которой выросло много детей, ребёнок будет более здоров. Она представляла собой дощатый четырёхугольный ящик, несколько расширенный к изголовью.

 В некоторых семьях имелись колыбели, украшенные резьбой. Для защиты от порчи и сглаза иногда на колыбели рисовали круги различных цветов. В южных районах использовались зыбки плетёные из бересты, лыка. Были известны и лёгкие переносные колыбели с бортами из особым образом снятого слоя ствола осины и дном из черёмуховых веток или бересты. В таких колыбелях мать брала грудного ребёнка с собой на полевые работы.
#5

Крестьянский дом

#6
Место, где встречалась вместе вся семья —крестьянский дом. Дом — первая частица Родины, место, где рождается и взрастает человек. Каждая пара родителей стремится создать пространство любви для себя и своих детей. У коми крестьян в конце XIX — начале XX веков таким пространством был большой деревянный дом, с двумя, а то и тремя жилыми избами и хозяйственным двором под одной крышей. При всей своей простоте и безыскусности крестьянские избы были максимально функциональны, красивы и гармоничны. Строя новый дом и обживая его, коми крестьяне наряду с православными обрядами выполняли ритуалы, с помощью которых как бы заново обновляли и мир предков по мифологической дохристианской традиции. Например, деревья на бревна для сруба выбирали «живые», «лов пу» —«дерево с душой», иначе, по поверьям, в дом могло прийти несчастье.
Сени — коридор в доме, разделявший две половины дома (зимнюю и летнюю избу). Здесь вешали верхнюю одежду, хранили вещи. Главным местом в избе был «красный угол» —полочка, где находились иконы, псалтырь, молитвослов, зажигались лампады и свечи. «Красный угол» —это домашний алтарь, место встречи и соединения семьи и Бога. На лавке под образами обычно сидел мужчина, хозяин дома, сюда же усаживали самых почетных гостей.
В красном углу стоял стол. Стол называли «божьей ладонью», поскольку считалось, что Бог дает людям пищу, поэтому к столу относились с большим уважением. По нему нельзя было стучать, его не вытирали ладонью, чтобы не привлечь в дом чертей и бедность. Садились за трапезу только помолившись. На столе самовар, чайник, миска с крашеными яйцами (люди в доме готовятся к пасхе), деревянная чашка и уточка-солонка «сов доз». Если гости не видели уточки-солонки на столе, они говорили хозяйке, мол, стол «кривой» и уточку обязательно на стол ставили.
Второй важной частью избы была печь. Распологали ее в избе зимней (то есть в той части дома, где жили зимою) в углу, противоположном красному углу, часто напротив входа. Пространство возле печи считалось женским. Здесь хозяйка мыла посуду, рано утром пряла при свете от растопленной печи, готовила в чугунках и глиняных горшках «гобоч». Кстати, если горшки трескались, чинили их, обматывая размоченными в горячей воде лентами бересты, которая, высыхая, стягивала стенки сосуда. Рядом с печью находился длинный расписной шкаф для посуды «залавок». Над ним — полочка-наблюдник. Практически вся посуда делалась своими руками из дерева.
Небольшое сооружение с дверью возле печи («голбец») ведет в нижнюю часть дома. Там хранили продукты и там же, по преданиям, обитал местный домовой.
В символике украшения дома, расположения его частей сохраняли древние мифологические образы. Так, в «красном углу» иконы и божница украшались полотенцами с солнечными знаками «верхнего мира», крестами и ромбами, а вход в подполье, стало быть, в «нижний мир», мог быть отмечен резным изображением волны —воды или даже символическим изображением духов предков в виде деревьев.

#7
читать дальшескрыть

Люлька

Время создания
конец XIX – начало XX веков
Размер
77x45x24 см
Техника
дерево, столярная работа
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%