Люлька
Время создания
конец XIX – начало XX веков
Размер
77x45x24 см
Техника
дерево, столярная работа
Коллекция
1
Открыть в приложении#1
Колыбель
#4
#2
Дети — ростки новой жизни. Наиболее подходящим помещением для родов считались хлев и особенно — баня. Ребёнка после бани укладывали в колыбель, изготовленную отцом или дедом новорожденного. Однако чаще всего использовалась колыбель старших детей или колыбель, перешедшая по наследству, т. к считалось, что в колыбели, в которой выросло много детей, ребёнок будет более здоров. Она представляла собой дощатый четырёхугольный ящик, несколько расширенный к изголовью.
В некоторых семьях имелись колыбели, украшенные резьбой. Для защиты от порчи и сглаза иногда на колыбели рисовали круги различных цветов. В южных районах использовались зыбки плетёные из бересты, лыка. Были известны и лёгкие переносные колыбели с бортами из особым образом снятого слоя ствола осины и дном из черёмуховых веток или бересты. В таких колыбелях мать брала грудного ребёнка с собой на полевые работы.
#5
Крестьянский дом
#6
Место, где встречалась вместе вся семья —крестьянский дом. Дом — первая частица Родины, место, где рождается и взрастает человек. Каждая пара родителей стремится создать пространство любви для себя и своих детей. У коми крестьян в конце XIX — начале XX веков таким пространством был большой деревянный дом, с двумя, а то и тремя жилыми избами и хозяйственным двором под одной крышей. При всей своей простоте и безыскусности крестьянские избы были максимально функциональны, красивы и гармоничны. Строя новый дом и обживая его, коми крестьяне наряду с православными обрядами выполняли ритуалы, с помощью которых как бы заново обновляли и мир предков по мифологической дохристианской традиции. Например, деревья на бревна для сруба выбирали «живые», «лов пу» —«дерево с душой», иначе, по поверьям, в дом могло прийти несчастье.
Сени — коридор в доме, разделявший две половины дома (зимнюю и летнюю избу). Здесь вешали верхнюю одежду, хранили вещи. Главным местом в избе был «красный угол» —полочка, где находились иконы, псалтырь, молитвослов, зажигались лампады и свечи. «Красный угол» —это домашний алтарь, место встречи и соединения семьи и Бога. На лавке под образами обычно сидел мужчина, хозяин дома, сюда же усаживали самых почетных гостей.
В красном углу стоял стол. Стол называли «божьей ладонью», поскольку считалось, что Бог дает людям пищу, поэтому к столу относились с большим уважением. По нему нельзя было стучать, его не вытирали ладонью, чтобы не привлечь в дом чертей и бедность. Садились за трапезу только помолившись. На столе самовар, чайник, миска с крашеными яйцами (люди в доме готовятся к пасхе), деревянная чашка и уточка-солонка «сов доз». Если гости не видели уточки-солонки на столе, они говорили хозяйке, мол, стол «кривой» и уточку обязательно на стол ставили.
Второй важной частью избы была печь. Распологали ее в избе зимней (то есть в той части дома, где жили зимою) в углу, противоположном красному углу, часто напротив входа. Пространство возле печи считалось женским. Здесь хозяйка мыла посуду, рано утром пряла при свете от растопленной печи, готовила в чугунках и глиняных горшках «гобоч». Кстати, если горшки трескались, чинили их, обматывая размоченными в горячей воде лентами бересты, которая, высыхая, стягивала стенки сосуда. Рядом с печью находился длинный расписной шкаф для посуды «залавок». Над ним — полочка-наблюдник. Практически вся посуда делалась своими руками из дерева.
Небольшое сооружение с дверью возле печи («голбец») ведет в нижнюю часть дома. Там хранили продукты и там же, по преданиям, обитал местный домовой.
В символике украшения дома, расположения его частей сохраняли древние мифологические образы. Так, в «красном углу» иконы и божница украшались полотенцами с солнечными знаками «верхнего мира», крестами и ромбами, а вход в подполье, стало быть, в «нижний мир», мог быть отмечен резным изображением волны —воды или даже символическим изображением духов предков в виде деревьев.
Сени — коридор в доме, разделявший две половины дома (зимнюю и летнюю избу). Здесь вешали верхнюю одежду, хранили вещи. Главным местом в избе был «красный угол» —полочка, где находились иконы, псалтырь, молитвослов, зажигались лампады и свечи. «Красный угол» —это домашний алтарь, место встречи и соединения семьи и Бога. На лавке под образами обычно сидел мужчина, хозяин дома, сюда же усаживали самых почетных гостей.
В красном углу стоял стол. Стол называли «божьей ладонью», поскольку считалось, что Бог дает людям пищу, поэтому к столу относились с большим уважением. По нему нельзя было стучать, его не вытирали ладонью, чтобы не привлечь в дом чертей и бедность. Садились за трапезу только помолившись. На столе самовар, чайник, миска с крашеными яйцами (люди в доме готовятся к пасхе), деревянная чашка и уточка-солонка «сов доз». Если гости не видели уточки-солонки на столе, они говорили хозяйке, мол, стол «кривой» и уточку обязательно на стол ставили.
Второй важной частью избы была печь. Распологали ее в избе зимней (то есть в той части дома, где жили зимою) в углу, противоположном красному углу, часто напротив входа. Пространство возле печи считалось женским. Здесь хозяйка мыла посуду, рано утром пряла при свете от растопленной печи, готовила в чугунках и глиняных горшках «гобоч». Кстати, если горшки трескались, чинили их, обматывая размоченными в горячей воде лентами бересты, которая, высыхая, стягивала стенки сосуда. Рядом с печью находился длинный расписной шкаф для посуды «залавок». Над ним — полочка-наблюдник. Практически вся посуда делалась своими руками из дерева.
Небольшое сооружение с дверью возле печи («голбец») ведет в нижнюю часть дома. Там хранили продукты и там же, по преданиям, обитал местный домовой.
В символике украшения дома, расположения его частей сохраняли древние мифологические образы. Так, в «красном углу» иконы и божница украшались полотенцами с солнечными знаками «верхнего мира», крестами и ромбами, а вход в подполье, стало быть, в «нижний мир», мог быть отмечен резным изображением волны —воды или даже символическим изображением духов предков в виде деревьев.
#7
читать дальшескрыть
Люлька
Время создания
конец XIX – начало XX веков
Размер
77x45x24 см
Техника
дерево, столярная работа
Коллекция
1

Открыть в приложении
Поделиться