В старину ханты считали, что многие события в жизни человека переплетены с иными, потусторонними мирами. В число таких событий входило и рождение ребенка. По представлениям юганских хантов, младенец первое время не принадлежит миру людей и в любой момент может уйти обратно. Чтобы задержать его, изготавливали люльки из бересты.
Существовало два вида детских люлек: дневная и ночная. Они отличались как по материалу, так и по форме. Если в семье рождался первый ребенок, то ночную колыбель из бересты для него делала повитуха, которая принимала роды, а для последующих детей люльку изготавливала мать. Береста выбрана неслучайно: ей приписывали магические свойства. Считали, что она разделяет человеческий мир и потусторонний. Эта функция бересты отражается и в салымском фольклоре: в героическом эпосе богатыри жили за берестяной перегородкой, отделяющей их от мира людей.
Дневную колыбель начинали использовать, когда ребенку исполнялось три месяца. Ее мастерил отец, если же он не умел, то изготовление доверяли чужому человеку. Колыбель делали из «живого» дерева: откалывали древесину от сосны или кедра, при этом старались не задевать сердцевины, чтобы дерево продолжало расти одновременно с ребенком. Хвойные части шли на изготовление дна и спинки, а на бортики брали березу, поскольку она хорошо гнется.
В верхней части бортика и по краям спинки делали отверстия для ремешков. С их помощью люльку подвешивали к потолку жилища или же к воткнутому в землю под углом шесту. Его устанавливали так, что колыбель с ребенком всегда находилась в поле зрения взрослых. Ремни служили и для переноски колыбели на плече. В фольклоре юганских хантов огонь имел охранительную функцию, поэтому в жилище люльку подвешивали между нарами и чувалом — традиционной печью восточных хантов. Ханты верили, что в таком случае ребенок находится под защитой огня.
На спинке дневной люльки юганские ханты изображали крест: в дохристианских представлениях он служил символом перехода из одного состояния в другое. Спинку люльки обтягивали шкурой оленя. В колыбель вставляли тонкие берестяные вкладыши, которые по форме напоминали ночную колыбель. В них помещали мягкую стружку древесины — «чип» — или березовые гнилушки. Стружку использовали вместо подгузников, потом относили под старый пень на краю селения, а сверху в качестве оберега клали уголек из домашнего очага. Под живое дерево стружку и гнилушки не ссыпали. Считалось, что оно может качаться и беспокоить душу ребенка.
В Музее реки Обь экспонируется дневная люлька. Ее изготовили в 1970-х годах.
Существовало два вида детских люлек: дневная и ночная. Они отличались как по материалу, так и по форме. Если в семье рождался первый ребенок, то ночную колыбель из бересты для него делала повитуха, которая принимала роды, а для последующих детей люльку изготавливала мать. Береста выбрана неслучайно: ей приписывали магические свойства. Считали, что она разделяет человеческий мир и потусторонний. Эта функция бересты отражается и в салымском фольклоре: в героическом эпосе богатыри жили за берестяной перегородкой, отделяющей их от мира людей.
Дневную колыбель начинали использовать, когда ребенку исполнялось три месяца. Ее мастерил отец, если же он не умел, то изготовление доверяли чужому человеку. Колыбель делали из «живого» дерева: откалывали древесину от сосны или кедра, при этом старались не задевать сердцевины, чтобы дерево продолжало расти одновременно с ребенком. Хвойные части шли на изготовление дна и спинки, а на бортики брали березу, поскольку она хорошо гнется.
В верхней части бортика и по краям спинки делали отверстия для ремешков. С их помощью люльку подвешивали к потолку жилища или же к воткнутому в землю под углом шесту. Его устанавливали так, что колыбель с ребенком всегда находилась в поле зрения взрослых. Ремни служили и для переноски колыбели на плече. В фольклоре юганских хантов огонь имел охранительную функцию, поэтому в жилище люльку подвешивали между нарами и чувалом — традиционной печью восточных хантов. Ханты верили, что в таком случае ребенок находится под защитой огня.
На спинке дневной люльки юганские ханты изображали крест: в дохристианских представлениях он служил символом перехода из одного состояния в другое. Спинку люльки обтягивали шкурой оленя. В колыбель вставляли тонкие берестяные вкладыши, которые по форме напоминали ночную колыбель. В них помещали мягкую стружку древесины — «чип» — или березовые гнилушки. Стружку использовали вместо подгузников, потом относили под старый пень на краю селения, а сверху в качестве оберега клали уголек из домашнего очага. Под живое дерево стружку и гнилушки не ссыпали. Считалось, что оно может качаться и беспокоить душу ребенка.
В Музее реки Обь экспонируется дневная люлька. Ее изготовили в 1970-х годах.