«Маклашеевский всадник» — бронзовый замок-оберег в виде человека. Он сидит верхом на мифическом животном. Всадник получил такое имя по названию городища, в котором его обнаружили — Маклашеевском. Этот сложный археологический объект включает в себя поселения раннего железного века и раннего Средневековья. Расположен он на берегу Куйбышевского водохранилища на границе республики Татарстан и Ульяновской области.
Датирована составная фигура XI или XII веком. Изделие состоит из двух частей, которые между собой не скреплены. Первая часть — скульптура животного с короткими, но мускулистыми лапами. По очертаниям этот зверь напоминает барса, только в отличие от реального обитателя гор, бронзовый изображен с короткими рогами. Рога здесь — признак исключительности. У древних гуннов, которые раньше населяли Центральную Азию, в именах знатных людей имелись приставки «четырехрогий», и даже «шестирогий». Циркульный орнамент отражает окрас животного. Пестрый барс (ала-барс) считался в шаманизме священным животным.
Замки с фигурой барса встречаются и без всадника. В этом экземпляре основная часть — полая фигура, изображающая мужчину. Лицо круглое с заостренным подбородком и массивным носом. Брови изображены широкой полосой, соединенной с носом. Правый глаз отмечен ямкой и создает впечатление вытекшего. У всадника нет правой руки ниже локтя и правой ноги ниже колена. В центре фигуры — сквозное отверстие, в которое продета дужка фигурного замка.
Необычный артефакт — не просто образец ювелирного искусства. Ученые выяснили, что находка иллюстрирует одну из легенд о происхождении тюркских племен.
На один из родов племени Хунну напали соседи-враги и полностью истребили его. В живых оставили лишь 10-летнего мальчика. Ему отрубили части правой руки и ноги, выкололи глаз и оставили умирать одного в болоте. Мальчика спасла волчица. Через 10 лет повзрослевшего юношу убили, а волчица нашла свое убежище в горах. Там она родила десятерых сыновей. Одним из них был Ашина, который согласно древним мифам и стал прародителем тюркского народа.
Датирована составная фигура XI или XII веком. Изделие состоит из двух частей, которые между собой не скреплены. Первая часть — скульптура животного с короткими, но мускулистыми лапами. По очертаниям этот зверь напоминает барса, только в отличие от реального обитателя гор, бронзовый изображен с короткими рогами. Рога здесь — признак исключительности. У древних гуннов, которые раньше населяли Центральную Азию, в именах знатных людей имелись приставки «четырехрогий», и даже «шестирогий». Циркульный орнамент отражает окрас животного. Пестрый барс (ала-барс) считался в шаманизме священным животным.
Замки с фигурой барса встречаются и без всадника. В этом экземпляре основная часть — полая фигура, изображающая мужчину. Лицо круглое с заостренным подбородком и массивным носом. Брови изображены широкой полосой, соединенной с носом. Правый глаз отмечен ямкой и создает впечатление вытекшего. У всадника нет правой руки ниже локтя и правой ноги ниже колена. В центре фигуры — сквозное отверстие, в которое продета дужка фигурного замка.
Необычный артефакт — не просто образец ювелирного искусства. Ученые выяснили, что находка иллюстрирует одну из легенд о происхождении тюркских племен.
На один из родов племени Хунну напали соседи-враги и полностью истребили его. В живых оставили лишь 10-летнего мальчика. Ему отрубили части правой руки и ноги, выкололи глаз и оставили умирать одного в болоте. Мальчика спасла волчица. Через 10 лет повзрослевшего юношу убили, а волчица нашла свое убежище в горах. Там она родила десятерых сыновей. Одним из них был Ашина, который согласно древним мифам и стал прародителем тюркского народа.