Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Ямал: прошлое и настоящее»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Малица, Бубен, Колотушка, Лук

0
Открыть в приложении
#1
Малица, Бубен, Колотушка, Лук
#3
Владимир Вылла
Малица
#4
Малицей называют традиционную мужскую одежду коренных народов Севера, в частности ненцев. Ее шили из осенних телячьих шкур мехом внутрь и делали глухой, то есть без разрезов.

Малицу можно было надеть только через голову. По покрою она напоминала просторную рубаху, доходящую до колен, а ее передняя часть была несколько короче задней.

К малице пришивали капюшон, который заменял шапку. При помощи продернутой через него тесемки можно было сужать или расширять отверстие, обрамляющее лицо. Капюшон шили из пыжика в два слоя — мехом наружу и внутрь.

Пыжиком называют теленка северного оленя, которому еще нет месяца и у которого еще не началась линька. В некоторых классификациях пыжиками считаются телята в первые полгода жизни. Мех такого теленка также называют пыжиком. Мех перелинявшего теленка или животного старше полугода называется «неблюй».

К рукавам малицы наглухо прикрепляли рукавицы. Их шили мехом наружу из камуса — жесткой и коротковолосой части шкуры, которую брали с ног оленя или лося.

По подолу малица обшита опушкой. Обычно ее делали из шкуры осеннего теленка или летней шкуры взрослого оленя — с коротким мехом невысокого качества, непригодного для другой одежды. Над опушкой подола нашивали одну-две полоски сукна желтого, красного или зеленого цвета, иногда по подолу вставляли узор из отрезов белого и темного меха.

Широкая верхняя часть и особый покрой рукавов с широкой проймой позволяли, не снимая малицы, вынуть руки из рукавов и под ней, например, набить трубку. Поскольку малицу носили с поясом так, что поверх талии образовывался напуск, то пазуха заменяла карман и была своеобразным складом. В ней держали кисет с табаком и огнивом, трубку и прочие необходимые вещи.

У ненцев обычно было три-четыре малицы на все случаи жизни. К этой одежде, сшитой из редких материалов вручную, они относились очень бережно, так как в случае потери или порчи ее было трудно восстановить.

Для сохранения малицы от сырости, грязи и солнечного света многие ненцы носили поверх нее рубахи из сукна или другой плотной разноцветной материи. По покрою рубаха была похожа на малицу: ее передняя часть и спина сшивались из целых кусков и слегка расширялись книзу.

В сильные морозы, в пургу и в дни, когда нужно было долго находиться на воздухе, — на выпасе, охоте, рыбалке или во время переезда — поверх малицы надевали совик. Так называли верхнюю одежду с капюшоном. Так же, как и малицу, совик надевали через голову и носили без пояса. Его шили из зимнего или осеннего меха взрослых оленей мехом наружу.
#5
Полное наименование: Малица
Автор: Владимир Вылла
Дата создания: 1999 год
Техника: мех лося, ручная работа, шитье
Место создания: ЯНАО, город Муравленко
Размеры: 144×50 см
Коллекция: Этнография
Правообладатель изображений: МБУК «Эколого-краеведческий музей города Муравленко»
№ Госкаталога: 14215177
#6
Марина Накова
Бубен шаманский
#7
В коллекции музея города Муравленко хранится ненецкий шаманский бубен. Его изготовила в 2007 году мастерица Марина Накова.

Ненцы — это коренной самодийский народ, который живет на евразийском побережье Северного Ледовитого океана: от Ненецкого автономного округа в Архангельской области до Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края. Это самый многочисленный коренной народ российского Севера.

В старину для ненецкой культуры было характерно не только обожествление природы, но и ощущение абсолютного единства человека с окружающим миром. Ненцы представляли Вселенную как три расположенных вертикально друг над другом мира: Верхний, Средний и Нижний.

Верхний мир состоял из семи небес, на которых жили божественные создания. В прежние времена особый человек — шаман — гулом бубна связывал Верхний мир со Средним миром, или кругом жизни. Так ненцы называли землю, населенную людьми, животными и духами-хозяевами ландшафтов и стихий. Последние поддерживали связь Среднего мира с миром теней, или Нижним миром.

Бубен с колотушкой символизировал оленя, на котором шаман путешествовал по Верхнему, Среднему и Нижнему мирам. Считалось, что в этих странствиях шаман мог найти ответ на любой вопрос.

Шаманские бубны ненцев были небольшими, всего около 50-60 сантиметров в диаметре. Они могли быть как круглыми, так и овальными. Обечайку — открытый цилиндрический элемент конструкции — делали из прочной лиственницы, реже из ели.

На внешней стороне обечайки устанавливали семь или четырнадцать столбиков, вырезанных из березы, березовой губы, реже — из рога оленя или мамонтовой кости. На столбики натягивали нить из жилы оленя или тонкие ремешки. Большое количество столбиков на небольшой окружности обечайки создавало характерную для ненецких бубнов волнистую линию края.

На внутренней стороне обечайки иногда закрепляли железные скобки с кольцами или квадратными железными пластинками.

Саму обечайку обтягивали кожей дикого оленя. Реже использовали домашнего зверя, пожертвованного светлым небесным духам. Шкуру для шаманского бубна хорошо выделывали, а затем или пришивали, или собирали по краю на жильную нить, которую редкими стежками прикрепляли к обечайке.

Внутри бубна к обечайке привязывали ремнями сложную деревянную рукоять в виде рогатки. Рукоять состояла из двух палок: основной, которую располагали по диаметру, и короткой боковой. Боковую палку соединяли с основной под углом, ее прибивали деревянным гвоздем или вставляли в специально вырезанное отверстие в центре основной палки. На обеих палках вырезали семь изображений, обычно плоские или скульптурные головы и лица духов шамана — тадебцё. В верхней части бубна иногда укрепляли цепочки с колокольцами.
#8
Полное наименование: Бубен шаманский
Автор: Накова Марина Егоровна
Дата создания: 2007 год
Техника: кожа, дерево, ручное производство, сборка
Место создания: ЯНАО, поселок Ханымей
Размеры: 56×56 см
Коллекция: Этнография
Правообладатель изображений: МБУК «Эколого-краеведческий музей города Муравленко»
№ Госкаталога: 14215123
#9
Марина Накова
Колотушка для бубна
#10
Вместе с ненецким шаманским бубном мастерица Марина Накова в 2007 году изготовила и специальную колотушку к нему. Колотушки, как и сами бубны, могут быть разных форм и размеров, но чаще всего она представляет собой плоскую и слегка вытянутую деревянную лопатку.

Хореем ненцы называли длинный, круглый в сечении и слегка изогнутый шест, который использовали во время езды на оленях или когда пасли стада. На тонком конце размещали широкий костяной или деревянный наконечник, которым направляли оленя, на другом конце — железный наконечник в виде короткого меча. Им отгоняли хищников.

Шаманы лечили болезни, к ним обращались за помощью, когда требовалось вмешательство сверхъестественных сил. Они общались с духами, просили у них благополучия, здоровья и плодовитости для людей и животных, удачи в охоте и на рыбалке. Шаманы гадали на топоре или ноже и таким образом могли предсказывать будущее, находить потерянные вещи, пропавших людей и оленей. Они руководили проведением праздников и жертвоприношениями на священных местах.

Главными атрибутами шамана были бубен с колотушкой, а основным действием — камлание. Так называли ритуал общения с духами, во время которого шаман приходил в экстатическое состояние. Духами-помощниками в эти моменты ему служили разные фигурки, камни причудливой формы, шкуры животных.

Перед началом камлания шаман облачался в специальный костюм. Во время обряда он изображал, как с помощью бубна летит к небесному богу, спускается в нижний мир, борется со злыми духами. Его импровизация основывалась на хорошем знании мифов, сказок и легенд своего народа, а обряды включали в себя песнопения, сопровождаемые ударами колотушки в бубен. Шаман мог камлать в любом месте: под открытым небом, на берегу реки, в доме, но чаще для этого ритуала отводился «черный дом» или «закрытый чум», где собирались все обитатели окрестных селений.

Шаманами на Севере становились и мужчины, и женщины. Обычно дар передавался по наследству, но иногда духи сами выбирали нового шамана. Признаком избранничества считали особую болезнь, напоминающую временное безумие.

Ученик шамана получал собственный бубен лишь на седьмой год. Наставник показывал, из какого дерева можно изготовить инструмент и как делать колотушку. С ее помощью возле горящего костра бубен настраивали — ставили ему голос. Хранились бубен и колотушка не в простых ездовых нартах, а в священных. Спустя еще несколько лет новому шаману разрешалось изготовить подвески для своего бубна, а через 10 лет после этого он считался опытным шаманом. В целом обучение продолжалось 20 лет.
#11
Полное наименование: Колотушка для бубна шамана
Автор: Накова Марина Егоровна
Дата создания: 2007 год
Техника: дерево, кожа, резьба, ручная работа
Место создания: ЯНАО, поселок Ханымей
Размеры: 35,5×4 см
Коллекция: Этнография
Правообладатель изображений: МБУК «Эколого-краеведческий музей города Муравленко»
№ Госкаталога: 14215141
#12
Владимир Вылла
Лук деревянный
#13
Коренные народы Севера сотни лет добывали диких зверей и птиц, хорошо знали повадки животных и особенности территории, на которой они обитали. Охоту вели разными способами, которые зависели от природно-климатических условий, сложившегося уклада и традиций, а также от спроса на те или иные виды добычи.

Ханты всегда ловко обращались с одним из самых древних охотничьих приспособлений — деревянным луком. На первый взгляд примитивное, а на деле довольно сложное, тщательно рассчитанное и подогнанное оружие до сих пор используют во время охоты. Некоторые луки по убойности и скорострельности могут соперничать даже с огнестрельным оружием.

Главное преимущество лука — бесшумный выстрел. Так, хантыйский охотник успевал выпустить десяток стрел по глухарям, которые цепью бродили по песчаной отмели, мог выбить семь-восемь рябчиков из стаи, кормящейся на кустах черемухи, догнать и подстрелить гагару.

Особенно удачно ханты охотились с луком на белку в Пуровских материках — так называют леса, растущие по песчаным увалам между рекой Пура и правыми притоками Оби. На территории низкорослого леса, преимущественно сосняка, зверей били стрелой с утолщенным передним концом, без железного наконечника: так шкуры совсем не портились.

Охотничий лук ханты делали из трех пород дерева. Наружную часть вырезали из березы, а внутреннюю — из кремлевого, то есть твердого и смолистого кедра. Половины склеивали вместе рыбьим клеем и туго заматывали тоненькими пластинками бересты или связками сухожилий. Концы лука делали из черемухи, а для красоты обтягивали их кожей с гусиных или лебединых ног.

Деревянные оперенные стрелы хантов были снабжены железными или костяными наконечниками разных типов. Железные наконечники чаще всего переделывали из ножей. Их форма зависела от животного, на которого вели охоту. Для дичи использовали ланцетовидные — с длинным узким пером в форме сплющенного ромба или линзы. Если наконечник оснащали с трех сторон остро отточенными крючьями, напоминающими по форме коготь хищной птицы, то такая стрела предназначалась для охоты на утку. На лисицу, выдру и зайца охотились со стрелой, на конце которой два отточенных лезвия расходились под углом в 40 градусов. Для рыбы применяли наконечники с острием в форме гарпуна.
#14
Полное наименование: Лук деревянный с двумя стрелами
Автор: Владимир Вылла
Дата создания: 1998 год
Техника: ручная работа, резьба по дереву
Место создания: ЯНАО, город Муравленко
Размеры: 190×4 см
Коллекция: Этнография
Правообладатель изображений: МБУК «Эколого-краеведческий музей города Муравленко»
№ Госкаталога: 14215129
#15
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Малица, Бубен, Колотушка, Лук

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%