Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Земля чуди»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Маска погребальная, Рукоять, Фрагмент гребня

Выставка
1
Открыть в приложении
#8
Маска погребальная
#2
Погребальная маска — это одно из первых известных в мире культовых произведений декоративно-прикладного искусства. В разных народах их делали из глины, гипса, дерева, ткани, китового уса, металлов и драгоценных камней. Пример одной из самых знаменитых и богатых масок в мире — погребальная маска египетского фараона Тутанхамона, сделанная из золота, бирюзы и стеклянной пасты.

Погребальные маски стоит отличать от посмертных: последние снимали с лица покойного, чтобы сохранить его облик для потомков. Есть несколько основных версий, которые объясняют назначение погребальных масок. Они могли служить для защиты внешности покойного, чтобы тлен не касался его лица. Кроме того, погребальная маска была границей между мирами живых и мертвых и не позволяла душе вернуться обратно. Богатые и искусно выполненные маски подчеркивали социальный статус человека в обществе, чтобы в загробном мире он смог занять не менее знатное положение.

В могильниках ломоватовской культуры на территории Пермского края находят различные погребальные маски, в том числе, возможно, передающие реальные черты лица покойного. Такие маски встречаются в погребениях IX — начала XI века на Рождественском, Огурдинском, Баяновском, Редикорском, Запосельском, Плёсинском и ряде других могильников Предуралья.

Маска из коллекции Коми-Пермяцкого краеведческого музея состоит из трех тонких пластин с овальными прорезями для глаз и рта. Между собой пластины скреплены металлическими заклепками. Края маски неровные, разорванные, по верхним углам сделаны сквозные отверстия — предположительно, для закрепления маски на голове покойного.

Маска обнаружена в ходе раскопок Пермского государственного университета в 1961 году на Плёсинском могильнике, памятнике ломоватовской культуры. Всего там было найдено пять погребальных масок, которые отличаются размером, формой, способом изготовления и сохранностью. По мнению археолога и доктора исторических наук Андрея Михайловича Белавина, подобные маски применялись при захоронении социальной элиты. Это подтверждает и богатый инвентарь, найденный в погребениях.
#9
Полное наименование: Маска погребальная
Дата создания: VII–IX века
Техника: литье, ковка, клепка
Размеры: 12,2×7,5 см
#10
Рукоять плетки
#4
Конь — один из самых популярных сюжетов декоративно-прикладного искусства во всем мире. У древнего населения Прикамья существовал культ коня начиная с ананьинской культуры, которая датируется IX–III веками до нашей эры. Его изображения часто встречаются на жертвенных комплексах и костищах Верхнего Прикамья. Данная костяная рукоять с изображением головы лошади была найдена в мужском погребении Плёсинского могильника в Коми-Пермяцком округе 60 лет назад.

Конь в мифологии финно-угров — это священное животное бога солнца, символ света, радости, удачи и обновления природы. У народа манси известен старинный миф о том, как Землю не поделили семеро сыновей «Белого старика», верховного бога Нуми-Торума. Братья начали воевать друг с другом, и сам творец спустился на Землю, чтобы установить порядок. Он сказал сыновьям, что главным среди них и над всеми людьми станет тот, кто первым на рассвете подъедет к его небесному дворцу, возле которого пасутся вольные лошади, и привяжет коня к серебряному столбу.

Самым ловким и быстрым оказался младший сын бога — всадник Мир-Сусне-Хум, «за миром наблюдающий человек». Он и стал покровителем людей и посредником между мирами живых и мертвых. Верный спутник молодого бога, конь, стал главным священным животным, изображения которого призваны умилостивить бога. С развитием земледелия и сельского хозяйства значение лошади возросло еще больше.

В легендах удмуртов есть лучезарное существо «бурдо-вал» — это конь, у которого по ночам появляются огромные крылья. Хозяину было запрещено их видеть, поэтому он должен был свистом предупредить коня о своем приближении. Однажды человек забыл это сделать, и крылья у бурдо-вала пропали навсегда. Коми-пермяки верили в сказание о богатыре Пере, который поднимался к высшему божеству Ену, богу солнца, на могучем серебряном коне.

Образ коня часто встречается на оберегах, амулетах, а также личных предметах: рукоятях, костяных гребнях, биконьковых шумящих подвесках. Большинство предметов найдено не в ходе археологических раскопок, а в качестве так называемых кладов или в виде одиночных случайных находок, что говорит об их популярности в быту.
#11
Полное наименование: Рукоять плетки
Дата создания: VII–IX века
Техника: резьба
Размеры: длина — 17 см
#12
Фрагмент гребня
#6
Гребни — предмет массового обихода в эпоху раннего Средневековья. Их использовали, чтобы приводить в порядок волосы и вычесывать паразитов, а также как вспомогательный инструмент в прядении и ткачестве. Финно-угры внимательно относились к волосам, поэтому чаще всего личные гребни были не только у женщин, но и у мужчин.

Гребни делали из дерева, рогов животных и мамонтовой кости. Мастера-косторезы высоко ценились, и по сложности рисунка на гребне люди судили о статусе его владельца. Сломанный гребень обычно не выбрасывали, а ремонтировали или приспосабливали для иных целей. Так, сколотые зубья гребня могли аккуратно срезать и использовать его в качестве орнаментира в гончарной мастерской, чтобы наносить узор на глиняную посуду. Позднее гребни изготавливали из меди и бронзы с обязательным сквозным отверстием, чтобы подвешивать на пояс.

Гребни с изображениями животных в стиле пермского звериного стиля служили оберегами и амулетами. Предметы с изображением коней, лосей, птиц и медведей называют зооморфными и чаще всего находят в женских и мужских погребальных комплексах. Покойным женщинам гребень вставляли в правую косу, а у мужчин он оставался на поясе.

Самый популярный образ в декоре костяных гребней — конь, отсюда и его название — коньковый гребень прикамского типа. Культ коня для народов Перми Великой был основным, его ценили как защитника, посланника и помощника. У марийцев бытовали пословицы о лошадях: «Конь — крылья человека», «Хозяйство без лошади — что человек без головы». Сюжет парных коней — общий для славянской и финно-угорской культуры, он сохранился до начала XX века в крестьянских бронзовых и медных гребнях, резьбе по дереву, вышивке и оформлении домов.

Фрагмент гребня из коллекции Коми-Пермяцкого краеведческого музея был найден 62 года назад в мужском погребении при раскопках на Плёсинском могильнике Пермской области, памятнике ломоватовской культуры. Фрагмент сильно потерт, кость потемнела, часть зубцов и навершия отколоты. Гребень украшен ростовой фигуркой лошади, она изображена схематично.
#13
Полное наименование: Фрагмент гребня
Дата создания: VII–IX века
Техника: резьба по кости
Место создания: Пермский край, Россия
Размеры: 7×5,5 см
#14
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Маска погребальная, Рукоять, Фрагмент гребня

Выставка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%