Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Котлас с древнейших времен до 1946 года»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
Масленка керамическая, Набор для специй из стекла на металлической подставке, Шкаф деревянный для книг
#8

Масленка

#2
#3
В прошлые века сливочное и топленое масло в деревнях хранили в керамических горшках разной формы и величины. Эти горшки ставили в погреб или другое прохладное место, а все, что доставали, сразу съедали. Поэтому масленка была не столько предметом сервировки, сколько упаковкой для хранения продукта.

Теперь все наши жилища оснащены холодильниками, и надобность в керамических горшках давно отпала. Но масленки можно по-прежнему встретить на многих кухнях — они удобны в использовании и украшают подачу продукта. Производители посуды предлагают самые разные варианты масленок из керамики, металла, стекла, пластика и даже дерева — как минималистичные, так и богато украшенные. Важным дополнением к масленке является крышка. Благодаря ей масло не впитывало в себя посторонние запахи и не заветривалось. Самыми удобными считаются плоские масленки-тарелки круглой или прямоугольной формы с крышкой-колпаком.

«Отцом» русского фарфора стал Дмитрий Виноградов, однокашник и товарищ Михаила Ломоносова. Первое фарфоровое изделие удовлетворительного качества он смог получить в конце 1746 года. Поначалу его мануфактура выпускала мелкие вещицы — в основном, табакерки для императрицы Екатерины Петровны. Позже наладилось производство и более крупных предметов.

После революции фарфоровое производство сумело вернуться к жизни. Так называемый агитационный фарфор СССР периода 1930-х годов высоко ценится среди коллекционеров, поскольку обладает значительной культурной и эстетической ценностью и является отражением времени, в которое был создан.

К 1940-м зародилось новое направление искусства — сталинский ампир. Его характерные черты — смешение различных дизайнерских техник, роскошь и помпезность — переняли и фарфоровые изделия.

Керамическую масленку зеленого цвета, представленную в экспозиции «Котлас с древнейших времен до 1946 года», изготовили на заводе в 1940-х годах. Предмет для хранения и подачи сливочного масла имеет цилиндрическое углубление в центре и украшен растительным орнаментом по тулову и краю подставки.
#12
Полное наименование Масленка керамическая
Автор неизвестен
Дата создания 1940-е годы
Техника заводское производство
Место создания Россия
Размеры высота — 5,5 см, диаметр — 15 см
Правообладатель изображений Котласский краеведческий музей
Коллекция Котласский краеведческий музей
#10

Набор для специй

#4
#5
Набор из стекла на металлической подставке, изготовленный в 1930-х годах, состоит из подставки, трех баночек и ложечки. Принадлежал набор семье Ковригиных — Зосиме Алексеевичу и Анне Григорьевне. Зосима Ковригин родился в деревне Грихнево Сольвычегодского уезда (ныне — Котласский район), работал на железной дороге.

Солонка — стеклянная емкость прямоугольной формы с рельефными боковыми сторонами — имеет резьбовидную крышку из металла с перфорацией. В верхней части сделано гранение в форме квадратов.

Прямоугольная бутылочка для уксуса или растительного масла выполнена из бесцветного прозрачного стекла, вытянутое горлышко снабжено притертой пробкой квадратной формы. В верхней части бутылочки — гранение в форме квадратов.

Стеклянная емкость для перца или горчицы также обладает прямоугольной формой с рельефными боковыми сторонами и резьбовидной крышкой из металла с боковым отверстием для ложечки. В верхней части — аналогичное гранение в форме квадратов.

Ложка для горчицы изготовлена из кости в виде лопатки с черпаком овальной формы и плоской длинной изогнутой ручкой.

Посуда для специй — это особые изделия, представляющие собой небольшие сосуды для хранения и подачи к столу соли, перца, горчицы и других приправ. Наиболее распространены солонки — их создавали из самых разных материалов.

До середины XIX века словом «солонка» обычно именовали коробочки для хранения соли и пряностей, и в них не было специальных отверстий в крышках. Прообразом современной солонки с отверстиями стала емкость, которую разработал американский жестянщик Джон Лэндис Мэйсон в 1858 году. Солонки современного вида, препятствующие слеживанию их содержимого, начала производить в 1920-х годах американская компания Morton Sault. Особенную популярность такие солонки приобрели в 1930-е годы, когда мировые производители керамических изделий сосредоточились на выпуске недорогих товаров.
Сейчас можно приобрести как обыкновенные солонки, так и представляющие собой произведения искусства — выполненные из дорогих материалов, богато украшенные или расписанные, нетипичной формы, например, в виде какого-либо животного или забавного существа.
#13
Полное наименование Набор для специй из стекла на металлической подставке
Автор неизвестен
Дата создания 1930-е годы
Техника заводское производство
Место создания деревня Грихнево, Котласский район, Архангельская область, Россия
Размеры Подставка — 17,5×16см, перечница 7,5×3,2 см, уксусница — 13,7×3,5 см, солонка — 9×3 см, ложка 11×1,5 см
Правообладатель изображений МУК «Котласский краеведческий музей»
Коллекция Котласский краеведческий музей
#11

Шкаф деревянный для книг

#6
#7
В коллекции Котласского музея хранится книжный шкаф 1930-40-х годов, состоящий из двух предметов: верхнего и нижнего шкафов. Верхний шкаф деревянный, неглубокий, двухстворчатый. У него две застеклённые дверцы, которые запирались на металлический ключ, а стекла оформлены деревянными планочками. Внутри шкафа две тонкие полки и небольшой металлический крючок с петлей — для того, чтобы дверцу можно было плотнее запереть изнутри. У нижнего шкаф вверху есть два выдвижных ящика, а внизу две деревянные дверцы. Дверцы и ящики оформлены декоративными деревянными планочками, в них тоже есть замочные скважины. Внутри шкафа всего одна полка.

Такая привычная вещь, как книжный шкаф, имеет долгую историю. И если сейчас его формы правильные, поверхностность гладкая, а дверцы застеклены и запираются на замочек, то так было не всегда. Археологические раскопки в разных уголках земного шара дали нам возможность увидеть, каким был древний шкаф для книг — это грубый ящик, вытесанный из колоды. Позже этот ящик получил крышку — будущую дверцу.

В русской избе роль шкафов выполняли укладки — коробья, сундуки, скрыни. Позже сундук поставили вертикально, его крышка стала служить дверцей, а внутрь один на другой поставили маленькие сундучки без крышек — получился шкаф с полками. Правда, книг в нем могло и не быть вовсе. Редкий экземпляр средневекового шкафа, дошедшего до нас из XIII века, грубоват и похож на будку сторожа, но гораздо удобнее сундуков и ларей. Он хранится в парижском Музее декоративного искусства. В XVI веке стали появляться отдельные шкафы для хранения вещей, а в сундуки складывали те вещи, которые не боялись помять. Свою классическую форму шкаф обрел в Новое время, когда в Англии стали выпускать книжные шкафы со стеклянными дверцами.

До начала 1960-х годов в СССР не существовало того, что сейчас называется «мебелью массового производства» — когда из древесно-стружечных плит резали типовые шкафы, столы, стеллажи и прочее. Созданием бытовой мебели в те годы занимались небольшие производства, а также артели. Мебель делали чаще всего из массива недорогого дерева, например клееного щита из сосны, из фанеры, как обычной, так и шпонированой, а также просто из досок. Подобным образом создан и шкаф в экспозиции Котласского краеведческого музея.
#14
Полное наименование Шкаф деревянный для книг
Автор неизвестен
Дата создания 1930 — 1940-е годы
Место создания Россия
Техника ручная работа
Размеры высота — 177 см, ширина — 91 см
Правообладатель изображений МУК «Котласский краеведческий музей»
Коллекция Котласский краеведческий музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Масленка, Набор для специй, Шкаф книжный

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%