Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Мемориальный дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
Обстановка комнаты мамы писателя, Анны Семеновны
#13
Мебельный гарнитур
#19
По периметру комнаты Анны Маминой, матери Дмитрия Мамина-Сибиряка, стоит мебельный гарнитур. Его изготовила фирма «Гамбс» в середине XIX века.

Комплект выполнен в стиле рококо. Ему были свойственны изящные формы, изогнутые контуры и богатая отделка. Такую мебель изготавливали из ценных пород дерева — дуба или ореха — и украшали позолотой. Часто ее можно было встретить во дворцах аристократов и в домах состоятельных горожан.

История фирмы «Гамбс» началась в 1790 году, когда молодой мебельный мастер Генрих Даниэль Гамбс приехал из Пруссии в Санкт-Петербург. Там он открыл собственную мастерскую. В ней изготавливали нарядные бюро, шкафы, столики, каминные экраны и комоды красного дерева, украшенные золоченой бронзой, слоновой костью, вышивками и камеями. Неподалеку от мастерской располагался фирменный магазин.

Пятеро сыновей Гамбса тоже стали мебельными мастерами и работали вместе с отцом на производстве. Их изделия славились своим качеством, они были прочными и устойчивыми. Фирма поставляла мебель для императорской семьи: в Михайловский замок, Зимний дворец и загородные царские резиденции. В 1810 году Генрих Гамбс получил звание и должность «придворного механика» и стал главным мебельным мастером.

Мебель Гамбса отличалась не только качеством и изящными формами. Мастера часто встраивали в предметы интерьера сложные механизмы, выдвижные потайные ящички и даже музыкальные шкатулки.

Мебель от Гамбса часто дарили на свадьбу или новоселье. Самой популярной линейкой фирмы стали гарнитуры из красного дерева с позолоченными латунными накладками, выполненные во французском стиле «жакоб». Для него были характерны прямоугольные формы, закругленные углы и мягкие спинки у кресел и стульев.

Набор мебели от фирмы «Гамбс», который хранится в музее, состоит из дивана, двух кресел и четырех стульев, обтянутых бордовым плюшем.

Слева, в углах комнаты, у двери и у окна, стоят резные кресла с высокими фигурными стегаными спинками и изогнутой верхней частью. Она украшена резными цветами и элементами в виде раковин. Подлокотники и ножки венчают завитки.
#3
Полное наименование: Мебельный гарнитур фирмы «Гамбс»
Дата создания: середина XIX века
Техника: орех, плюш, шнур хлопчатобумажный, резьба, столярная работа
Размеры: диван — 101×130×59 см; стул — 89×49×45 см; кресло — 93×53×60 см
Коллекция: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Правообладатель изображений: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Место создания: Екатеринбург
#14
Газетница
#20
В доме-музее в комнате Анны Маминой, матери Дмитрия Мамина-Сибиряка, на стене висит газетница, в которой хранили прессу. Изделие обтянуто темно-бордовой кожей и украшено двумя вышивками с растительным орнаментом.

В газетницы временно убирали издания, чтобы освободить место на журнальном столике. В семье Маминых много читали, прессу получали из Петербурга и Москвы. Среди изданий были «Вестник Европы», «Северный вестник», «Русское богатство», «Наблюдатель». Также Мамины были подписаны на уральскую периодику — «Екатеринбургскую неделю» и другие журналы.

В XIX веке газеты были основным источником новостей, поэтому их всегда ждали с нетерпением. В рассказе Дмитрия Мамина-Сибиряка «В худых душах» герои обсуждали, как ценна была пресса:
#21
Кажется, живешь себе в таком месте, что и ворон костей не заносит, а глядишь — не тут-то было. Да!.. Прежде я этих самых газет и в руки никогда не брал, разве про войну прочитаешь, а нынче не-ет… Ждешь не дождешься номера-то, как Христова дня. Не прежние времена… Вон мужики — и те как газеты любят читать.
#23
В комнате Анны Маминой сотрудники музея воссоздали аутентичный интерьер с предметами, которые принадлежали семье писателя. По периметру стоит мебельный гарнитур престижной петербургской фирмы «Гамбс». На стенах, помимо газетницы, висят фотографии детей, внуков и отца семейства — Наркиса Мамина.

Анна Мамина (в девичестве — Степанова) познакомилась с будущим мужем, когда ей было 17 лет. Наркис Мамин в то время только закончил Пермскую семинарию. Долгое время они жили в селе Егва, здесь же родился первенец Николай. Затем семья переехала в рабочий поселок Висимо-Шайтанского завода. Там у них родилось еще трое детей: Дмитрий, Владимир, Елизавета.

В 1876 году Мамины переселились в Нижнюю Салду, где в возрасте 50 лет отец семейства скончался. С матерью Дмитрий-Мамин Сибиряк сохранял близкие отношения на протяжении всей жизни. Даже когда он переехал в Петербург, Анна Мамина каждый год приезжала с Урала с визитом.

Каждое воскресенье Мамин-Сибиряк отправлял матери письмо. Это был своего рода ритуал: он садился за большой письменный стол, брал бумагу, заводил семейные часы и начинал писать. С Анной Маминой он делился новостями, проблемами и переживаниями.

Мамина жила в доме № 27 на Соборной улице (сейчас — Пушкина) и скончалась в 1910 году. Сейчас здесь располагается музей, который рассказывает о жизни писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка.
#5
Полное наименование: Газетница
Дата создания: конец XIX — начало XX века
Техника: картон, бисер, нитки, кожа
Размеры: 33×43 см
Коллекция: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Правообладатель изображений: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Место создания: Екатеринбург
#15
Стол для рукоделия
#24
В комнате Анны Маминой, матери писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка, рядом с окном располагается небольшой столик для рукоделия. За ним владелица вышивала крестом, бисером, гладью, а также вязала крючком и шила.
#25
Без работы я не видал ни отца, ни матери. Их день всегда был полон трудом.
Вспоминал о родителях Мамин-Сибиряк.
#26
Столик из темного дерева изготовлен в начале XIX века. Сверху он покрыт лаком. Он имеет полукруглую столешницу, ее крышка откидывается, а внутри располагается девять ячеек для ниток, клубков, тесьмы и рабочих инструментов.

Стол стоит на четырех высоких фигурных ножках с выгнутой верхней частью, украшенной резьбой. Между ними расположены две полочки.

Подобные предметы мебели стали использовать в XVIII веке. Легкий и устойчивый столик быстро стал популярным из-за небольшого размера и универсального назначения. Его относили к типу передвижной мебели: днем часто ставили у окна, поближе к свету, а вечером переносили в кабинет.

За такими столиками занимались рукоделием, писали письма, читали и рассматривали альбомы. Их часто изготавливали в технике наборного дерева –– из нескольких пород, и богато украшали. Сюжеты и узоры могли быть разнообразными: корзины с фруктами, вазы с цветами, гирлянды из полевых и садовых цветов, виды усадеб и романтические пейзажи, античные руины и панорамы городов.

Анна Мамина родилась в Горном Щите, в семье сельского священника Семена Степанова. Когда ей было 17 лет, она вышла замуж за выпускника Пермской семинарии Наркиса Мамина. У супругов родилось четверо детей: Николай, Дмитрий, Владимир, Елизавета. В 46 лет Анна Мамина овдовела.

В августе 1878 года семья переехала из небольшого заводского поселка в Екатеринбург. Анна Мамина с детьми семь лет скитались по частным квартирам, которые снимал для них Дмитрий Мамин-Сибиряк. В марте 1885 года на гонорар от издания книги он купил дом на улице Соборной 27 (сейчас –– Пушкина).

В этом доме Анна Мамина прожила 25 лет. Дмитрий Мамин-Сибиряк сохранял дружеские отношения с матерью до конца ее жизни. В архивах хранится более 450 писем, которые написал ей сын.
#7
Полное наименование: Стол для рукоделия
Дата создания: начало XIX века
Техника: дерево, лак, резьба
Размеры: 75×64×47 см
Коллекция: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Правообладатель изображений: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Место создания: Екатеринбург
#17
Вышивка «Бабочка»
#27
В коллекции дома-музея хранится незаконченная вышивка «Бабочка», которую выполнила Анна Мамина, мать писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка. В центре изделия расположена бабочка, вышитая плотным гобеленовым швом с помощью цветных шерстяных нитей: черных, красных, желтых, розовых, коричневых, голубых и белых. По краям вышивка украшена голубой каймой.

В доме, в котором находится музей, Анна Мамина прожила последние 25 лет своей жизни, с 1885 по 1910 годы. Одной из частей экспозиции стала ее комната, где воссоздана обстановка XIX века. На столе расположены семейный альбом с фотографиями, письма, квитанции с денежными переводами от сына и ручная вышивка на небольшом куске белой полупрозрачной ткани.

На полу комнаты лежит коврик, купленный хозяйкой дома, на стене висят фотопортреты детей, внуков и мужа — Наркиса Мамина, а около окна стоит небольшой столик. За ним Анна Мамина занималась рукоделием. Она вышивала в разных техниках — крестиком, бисером, гладью, — а также вязала крючком и шила.

Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк уехал из этого дома в 1891 году в Санкт-Петербург. Здесь остались его братья, сестра, племянники, а также мать. С ней он всегда сохранял близкие отношения, несмотря на расстояние.

После отъезда Мамин-Сибиряк писал матери письма еженедельно. Каждый конверт от подписывал «Ее высокоблагородию А.С. Маминой». Всего в архивах сохранилось более 450 писем от Дмитрия Мамина-Сибиряка, которые он отправил матери в разные годы. С ней сын делился всем: творческими планами, переживаниями, семейными радостями и проблемами.

Анна Мамина скончалась в 1910 году, в возрасте 79 лет. Писатель не смог приехать на Урал на похороны матери и очень переживал из-за этого.
#28
Ты навсегда запомнишь любящее крыло своей бабушки и расскажешь детям своим, какой должна быть русская женщина и какой она может быть.
Дмитрий Мамин-Сибиряк писал своему племяннику Борису Удинцеву
#29
Дмитрий Мамин-Сибиряк посвятил матери несколько произведений: «Счастливая мать», «Отъезд», «Семья и школа», «Из далекого прошлого». Ее образ стал прототипом для многих героев в других произведениях писателя.
#9
Полное наименование: Вышивка «Бабочка» 
Автор: Анна Семеновна Мамина
Дата создания: начало XX века
Техника: ткань, нить шерстяная, вышивка гобеленовым швом
Размеры: 10,5×8 см
Коллекция: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Правообладатель изображений: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Место создания: Екатеринбург
#18
Альбом для фотографий
#30
Старинный альбом для фотографий принадлежал сестре Дмитрия Мамина-Сибиряка — Елизавете Маминой, в замужестве Удинцевой. Он долгое время хранился в семье владелицы, и в 1978 году дочь Маминой Наталья передала реликвию в музей.

Альбом был изготовлен в 1880-х годах. Он состоит из 16 картонных листов с фотографиями и автографами, которые оставили члены семьи Маминых. Каждый снимок оформлен в рамку из нарисованных цветов.

Обложка выполнена из кожи, и за время использования потерлась. На последней странице располагается клеймо производителя — «Магазин Захо в Екатеринбурге».

В конце XIX века фотографии были редкостью. Чтобы сделать портреты, нужно пойти в ателье — это становилось памятным событием. Профессиональную съемку могли позволить себе лишь состоятельные семьи. Тогда за снимок нужно было отдать около десятой части от средней зарплаты служащего.

В экспозиции альбом представлен в раскрытом виде. Верхняя фотография сделана в 1882 году, на ней запечатлена Анна Мамина с сыном Владимиром, гимназистом.

В то время снимки можно было сделать, только если модели долго сидели без движения. Поэтому фотографы выбирали удобные позы: Анна Мамина сидит, а Владимир стоит, опираясь на резной столик с зеркалом. Лица моделей сохраняют серьезность. На нижней странице расположен фотографический портрет молодого Дмитрия Мамина.

Подобные альбомы служили украшением интерьера. Книжку с фотографиями, напечатанными на плотной бумаге, ставили на специальную металлическую опору и размещали на видном месте.

В XIX веке встречались самые разные подставки: позолоченные, посеребренные, с необычными орнаментами. Альбом Маминой расположен на металлической фигурной стойке. В центре располагаются два ангелочка, которые держат медальон с узором в сетку, напоминающим пасхальное яйцо. Композицию венчает цветочный орнамент.

Сейчас подставки под альбомы можно увидеть только в коллекциях музеев: например в музее-заповеднике «Петергоф» и в Саратовском государственном художественном музее им. Александра Радищева.
#11
Полное наименование: Альбом для фотографий. Личная вещь Елизаветы Маминой
Дата создания: 1880-е годы
Автор:
Техника: бумага плотная, картон, металл, кожа, склеивание, смешанная техника.
Размеры: 21,5×31×7 см
Коллекция: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Правообладатель изображений: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Место создания: Российская империя, город Екатеринбург, производитель «магазин Захо»
#12
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Обстановка комнаты мамы писателя, Анны Семеновны

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%