Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Особняк Клодта»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Око Церковное, Минея общая с праздничной, Пролог

Время создания
1637 - 1643 годы
1
Открыть в приложении
#1
Око Церковное
#11
«Око Церковное» объединяло в себе суточные, седмичные, то есть недельные, и праздничные службы, которые совершали в фиксированные календарные даты. В книге изложены правила празднования, приведены образцы совершения церковных служб и подробные указания к ним. Большой устав разрешал вопросы, в каком порядке нужно читать или петь молитвы из Служебника, Часослова и Октоиха. С помощью «Ока Церковного» также можно было безошибочно вычислить дни празднования Великой Пасхи в разные годы.
#10
«Око Церковное», или Большой устав — это книга, в которой собраны все основные богослужения, строго расположенные по часам и датам. В русской церкви она появилась в XIV веке и до XVII века включительно распространялась в многочисленных копиях — списках. В XVII столетии «Око Церковное» стали печатать в типографиях. Большой устав, представленный в музее, — самый поздний печатный вариант. Он был подготовлен при патриархе Иоасафе I, а издан в 1641 году при патриархе Иосифе.
#12
Во время богослужений иногда одновременно использовали несколько церковных книг. В Большом уставе указывалось, как в этом случае не нарушить правильный порядок чтения молитв. Кроме этих правил, которым была посвящена большая часть книги, Устав содержал и дисциплинарные предписания: как поститься простым мирянам и монахам, как молиться в храмах, кельях или перед трапезами.
#13
Первое издание «Ока Церковного» было отпечатано в 1610 году при патриархе Ермогене. Оно стало одной из редких книг, изданных в Смутное время. В 1633 году новый патриарх Филарет издал грамоту, по которой весь тираж предыдущего Устава прилюдно сожгли в Москве как ересь. В настоящее время основной книгой, определяющей порядок богослужений, считают Большой устав 1641 года.
#14
Переплет «Ока Церковного» сделан из двух досок, обтянутых кожей, и хорошо сохранился. Кожа украшена тиснением — узором, который выдавливали на поверхности обложки. Заготовленную форму с рисунком — клише — разогревали и прижимали к гладкой поверхности переплета, чтобы остался оттиск. Устав защелкивается металлическими застежками, которые украшены растительным орнаментом. В XIX веке книгу отреставрировали.
#26
#25

Минея общая с праздничной

#2
Общая минея — книга для богослужений, в которой записаны молитвы пророкам, святителям и апостолам. Обычно она, как и представленный экспонат, объединена с Праздничной минеей — молитвами, песнопениями и порядком богослужений в честь Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и наиболее почитаемых в православии святых.
#3
Слово «минея» в переводе с греческого языка означает «месяц». Такие книги использовали не только на службах в церкви, но и при чтении молитв дома или в кельях.
#4
Священники-отшельники обычно молились по минеям, перебирая специальные четки, отсюда и второе название книг такого типа — четьи. Первые славянские минеи появились в конце IX века, их составили ученики Кирилла и Мефодия — Климент Орхидский и Константин Преславский.
#5
В Общей минее собраны службы с обобщающими названиями: «праздникам богородичным», «праздникам господским», «преподобному», «мученику» или «многим апостолам». Ее дополняла Праздничная, песнопения и молитвы которой имели какие-то особенности или содержали отсутствующие в других книгах тексты. Такой пользовались, если в церкви была Общая минея, но не было более подробной, Месячной. Праздничная минея считалась разновидностью Месячной, или Служебной минеи, которая состояла из 12-ти томов — по числу месяцев в году. Том содержал службы на каждый день.
#6
Издание является старинным и относится к дониконовскому времени, когда Церковный раскол 1650-60-х годов еще не произошел. Эта минея была отпечатана в 1637 году на Московском печатном дворе, крупнейшей кириллической типографии XVII столетия. В это время правил первый царь из династии Романовых — Михаил Федорович. При нем патриархом русской церкви был Иоасаф I, который уделял особое внимание исправлению и печати церковных книг, а также привел в порядок богослужения.

Переплет книги изготовлен из доски, которая обтянута тисненой кожей. Бумага со следами реставраций XVIII–XIX веков украшена вязью, узорными вставками и филигранью — ажурной сеткой из тонкой крученой проволоки. На некоторых страницах сохранились примеры скорописи: каллиграфическое, округлое написание букв, характерные размашистые росчерки и изображения одним знаком нескольких букв — лигатуры.
#7
На форзаце книге есть запись о том, кому принадлежала книга и сколько она стоила: «Сия книга минея общая принадлежит Саратовскому мещанину Осипу Травкину. Цена оного восемьдесят рублей».
#15
#16

Пролог

#17
Синаксарь, или Синаксарий, в переводе с греческого языка означает «собрание». Так называли книги, содержащие в себе жизнеописания святых, их поучительные слова и назидательные повести. Славянский вариант названия — Пролог — появился, когда переводчики по ошибке приняли название подзаголовка за название книги. Все тексты Пролога расположены по датам церковного календаря и приурочены к ним.
#18
В синаксарях приведены объяснения и описания праздников и памятных дат, рассказано, какое событие или воспоминание с ними связано и почему. Часть из них относится к выдуманным людьми легендам и преданиям о чудесах, совершенных святыми.

Прологи предназначались для чтения утрени — утреннего богослужения в церкви. В русский Пролог часто вносили правки, добавляли новые жития святых, поэтому существует много переизданий.
#19
В синаксарях приведены объяснения и описания праздников и памятных дат, рассказано, какое событие или воспоминание с ними связано и почему. Часть из них относится к выдуманным людьми легендам и преданиям о чудесах, совершенных святыми.
#20
Самый древний Пролог на славянском языке появился примерно в XII веке. Греческий текст оригинала, который содержал биографические справки о византийских деятелях Илье Греке и Константине Мокисийском, сразу же подвергся славянской редакции: в книгу внесли памятные даты, церковно-назидательные тексты, связанные с древнерусскими и южнославянскими святителями.
#21
Появление Пролога стало важным событием и для церкви, и для народа. Фактически синаксарь стал учебником жизни, в который включались все важные темы, затрагивающие мирян, монахов и семейных людей. В них были тексты о божественном всемогуществе и милосердии, о страхе перед Богом, любви к ближнему, бескорыстии, почитании родителей и церкви, о порядке проведения служб и его соблюдении. Были и бытовые руководства — как воспитывать детей или бороться с пьянством.
#22
Обычно Пролог состоял из двух частей. В первой были чтения на осенние и зимние месяцы, а во второй — на весну и лето. Каждый том могли переплетать в две книги, чтобы отделить времена года друг от друга.
#23
Книга, сохраненная музеем, — это второе дополненное печатное издание Пролога, вышедшее в 1643 году. В отличие от первого, отпечатанного на год раньше, из него исключили около 40 текстов о чужеземных святых и добавили более 20 сказаний о русских. В книгу попали также описание суздальско-новгородской битвы и жизнеописания великих русских князей: Александра Невского, Федора Смоленского, Михаила Черниговского. Есть в Прологе и житие Преподобного Сергия Радонежского — одного из самых почитаемых в христианстве святых.
#24
До наших дней синаксарь дошел в неполном виде. У него оторван корешок и нет первых страниц. Сохранились дощатые крышки переплета, обтянутые кожей и украшенные тиснением, и металлические застежки.
#27
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Око Церковное, Минея общая с праздничной, Пролог

Время создания
1637 - 1643 годы
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%