«Истребитель шестнадцатый» или И-16 — советский одномоторный истребитель-моноплан, созданный в бригаде Николая Поликарпова конструкторского бюро ОГПУ. У самолета была деревянная конструкция с обшивкой из шпона и полотна. В просторечии называвшийся «Ишаком» (или «Ишачком»), этот самолет был основным истребителем Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии с 1936 и до начала 1942 года.
Эскизный проект скоростного истребителя-моноплана выполнен в 1932 году, в конце первой пятилетки. Первый полет на прототипе в конце 1933 года выполнил легендарный летчик Валерий Чкалов. Тогда он был летчиком-испытателем Государственного авиационного завода. Позже пилотируемый Чкаловым самолет прошел испытания на штопор. «Истребитель шестнадцатый» поставлялся в Испанию во время Гражданской войны.
На момент начала Великой Отечественной войны в составе вооруженных сил Северного флота было всего четыре «Ишачка», из них — три исправных. Но к концу июня — началу июля 1941 года состав удалось пополнить. Первый немецкий самолет в Заполярье был сбит 24 июня именно И-16. Его пилотировал лейтенант Борис Сафонов. Вражеский самолет был идентифицирован как Хейнкель-111.
Сафонов очень любил свой самолет и всегда лично присутствовал при заправке и погрузке боекомплекта, контролировал укладку и номенклатуру боеприпасов. По воспоминаниям однополчан, Сафонов никогда не летал по прямой. То набирал высоту, то резко пикировал, таким образом он всегда был готов разменять высоту на скорость, и наоборот. В 1944 году этот прием вошел в устав советских Военно-воздушных сил. При вылете на перехват вражеских бомбардировщиков Сафонов первым начал делить свое подразделение на две части. Первая группа связывала боем истребители прикрытия, вторая — атаковала непосредственно бомбардировщики.