К-21 — советская крейсерская дизель-электрическая подводная лодка времен Великой Отечественной войны. Субмарина участвовала в войне в составе Северного флота ВМФ СССР. На ее счету 12 боевых походов, 6 минных постановок, 10 торпедных атак и 2 артиллерийских боя. По информации советского командования, она потопила 17 судов и кораблей противника.
Вероятно, самым известным событием за время службы подводной лодки стала атака на немецкий линкор «Тирпиц» в районе острова Ингей. «Тирпиц» — это линкор типа «Бисмарк», входивший в состав военно-морских сил нацистской Германии. В боевых действиях он практически не участвовал, но своим присутствием в Норвегии он угрожал арктическим конвоям, шедшим в СССР. Кроме того, судно сковывало значительные силы британского флота. На протяжении более чем двух с половиной лет совершались попытки уничтожить «Тирпиц».
5 июля 1942 года линкор, шедший в составе эскадры под командованием адмирала Отто Шнивинда, был атакован советской подводной лодкой под командованием капитана второго ранга Николая Лунина. Субмарина выпустила четыре торпеды с большой дистанции. Результат атаки Лунин оценил как успешный: он услышал звуки взрывов и решил, что они были следствием точного попадания торпед. В советской прессе появились публикации о повреждении линкора. Но на немецкой эскадре не отметили каких-либо торпедных попаданий.
Современная реконструкция, которую выполнили с использованием всей имеющейся информации, демонстрирует, что атака не имела даже теоретических шансов на успех. Торпеды были пущены с расстояния, превышающего их максимальную дальность хода. Несмотря на это, событие заняло важное место в истории ВМФ СССР как единственная атака советских подводников в отношении тяжелого боевого корабля противника. К тому же историки спорят об этом событии до сих пор. Линкор же был выведен из строя в ноябре 1944 года после атаки с воздуха британскими сверхтяжелыми бомбами типа Tallboy.
После окончания войны, уже 9 мая 1945 года, лодка
К-21 ушла на ремонт. Позже она принимала участие в океанографической работе в
районе архипелага Новая Земля. В 1949 году субмарину переименовали в Б-4,
а в 1956 году вывели из состава флота. С 1983 года подлодка находится на вечной
стоянке на причале города Североморска.