Намазлык — это небольшой молитвенный коврик для совершения намаза, религиозного ритуала в исламе. Если мусульманин во время молитвы коснется рукой или испачкает одежду, намаз считается недействительным. Молитвенного коврика достаточно, чтобы организовать себе безопасное место для намаза, который исполняется пять раз в день. С помощью молитвенного коврика правоверные мусульмане, где бы они ни находились, отделяются от внешнего мира и погружаются в молитву.
Молитвенные коврики начали использовать в X–XI веках, до этого намаз проводили только в храмах. Этот ритуал при совершении молитвы необязателен, особенно при его чрезмерном использовании — например, в мечети поверх ковров. Обычно мусульмане носят коврик с собой, в час молитвы расстилают его на любой поверхности, совершают ритуал, а затем сворачивают и уносят. В качестве альтернативы специальным молитвенным коврикам можно использовать шкуры чистых животных — овец и коров, листья пальмы, одежду — куртку, халат, а также бумагу без типографских знаков.
Размер коврика должен быть таким, чтобы удобно было совершать земные поклоны — суджуд. Ширина обычного коврика — 40–60 сантиметров, а длина — 1–1,5 метра. На молитвенных ковриках чаще всего изображают нишу и острие свода. Во время молитвы из любой точки мира коврик нужно расположить так, чтобы свод был обращен в сторону Мекки и священной Каабы. На молитвенном коврике из коллекции Музея истории мировых культур и религий ниша сделана в виде арки «лячак». Это основной элемент украшения в традиционном искусстве азербайджанцев. Его название происходит от формы сложенного треугольником квадратного платка, которым женщины в древности покрывали голову.
Пространство коврика заполнено традиционными растительно-цветочными узорами — это древние мотивы, которые получили широкое распространение в национальной орнаменталистике Азербайджана. Их используют для декора ковров, при набойке тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства и в оформлении архитектурных сооружений. Нити для коврика выбраны из яркой цветовой гаммы красных и синих оттенков, которые наиболее характерны для азербайджанской традиции ковроткачества.
Молитвенные коврики начали использовать в X–XI веках, до этого намаз проводили только в храмах. Этот ритуал при совершении молитвы необязателен, особенно при его чрезмерном использовании — например, в мечети поверх ковров. Обычно мусульмане носят коврик с собой, в час молитвы расстилают его на любой поверхности, совершают ритуал, а затем сворачивают и уносят. В качестве альтернативы специальным молитвенным коврикам можно использовать шкуры чистых животных — овец и коров, листья пальмы, одежду — куртку, халат, а также бумагу без типографских знаков.
Размер коврика должен быть таким, чтобы удобно было совершать земные поклоны — суджуд. Ширина обычного коврика — 40–60 сантиметров, а длина — 1–1,5 метра. На молитвенных ковриках чаще всего изображают нишу и острие свода. Во время молитвы из любой точки мира коврик нужно расположить так, чтобы свод был обращен в сторону Мекки и священной Каабы. На молитвенном коврике из коллекции Музея истории мировых культур и религий ниша сделана в виде арки «лячак». Это основной элемент украшения в традиционном искусстве азербайджанцев. Его название происходит от формы сложенного треугольником квадратного платка, которым женщины в древности покрывали голову.
Пространство коврика заполнено традиционными растительно-цветочными узорами — это древние мотивы, которые получили широкое распространение в национальной орнаменталистике Азербайджана. Их используют для декора ковров, при набойке тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства и в оформлении архитектурных сооружений. Нити для коврика выбраны из яркой цветовой гаммы красных и синих оттенков, которые наиболее характерны для азербайджанской традиции ковроткачества.