Примитивное мотыжное террасное земледелие было известно предкам шорцев с эпохи бронзы и к концу XIX века получило почти повсеместное распространение. Этнограф Иоганн Готлиб (Иван Иванович) Георги писал о нем:
Наконечник плуга
Землепашество их [шорцев] не знатное, мало кто в оном упражняется, и пашни таковых земледельцев едва могут величиной сравняться с знатными огородами: и потому они вместо сохи употребляют заступы.
Несмотря на это, в таежной части Горной Шории этот традиционный метод практиковали вплоть до коллективизации 1930-х годов.
Плужное (или пахотное) земледелие, основанное на применении тягловой силы домашних животных при обработке земли сохой, ралом, плугом и другими специальными пахотными орудиями, пришло в шорский быт в конце XIX — начале XX столетия.
Дмитрий Владимирович Арзютов отмечает, что включенность северной (лесостепной) группы шорского этноса «в мощные социально-экономические процессы, начавшиеся с приходом сюда русских», привела к значительной степени «восприятия русской культуры», в то время как южные шорцы продолжали представлять собой «пример пеших охотников, собирателей и рыболовов тайги».
Северяне сеяли злаковые культуры, разбрасывая зерна прямо руками из туесов, затем участок боронили с помощью лошадей, привязывая к седлу корягу.
В начале лета первый этап полевых работ заканчивался. Обработанный участок огораживали от скота валежником, устраивая пролазы или ворота. Во второй половине июня пашню пропалывали.
Выращивали преимущественно ячмень и пшеницу, просо, овес, картофель и коноплю. В сентябре колосья вручную выдергивали из земли, а затем отрубали корневища топором. Стебли попарно связывали в пучки и сушили в подвешенном состоянии на жердях, укрепленных между двумя столбами или под крышей дома. После просушки недозревшие колосья обжаривали на открытом огне и обмолачивали деревянными колотушками (в начале XX века для обмолота стали использовать цеп с путцом), зерно очищали и веяли.
Урожай складывали в кожаные мешки, навьючивали на лошадей и транспортировали в амбары и лабазы. Там зерно пересыпали в деревянные ящики-закрома или берестяные туеса.Министерство культуры РФ
Наконечник плуга
