Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Земля чуди»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Доски набойные, пояс и образец ткани

Выставка
0
Открыть в приложении
#12
Набойная доска
#9
Деревянная набойная доска, или так называемая манера, — элемент древнейшего вида декоративно-прикладного искусства. В России набойка для украшения тканей известна с X века. Сегодня этот метод почти замещен фабричной печатью. Доску с восьмилистниками из коллекции Коми-Пермяцкого музея использовали для украшения тканей сарафанов, полотенец и скатертей. Она поступила в музей от его основателя, художника Петра Ивановича Субботина-Пермяка. Всего в коллекции музея находится 200 набойных досок.

Субботин-Пермяк первым начал изучать синильный промысел и технологии декорирования тканей в Пермяцком крае. Он родился в селе Кудымкар, был младшим из девяти крестьянских детей, прожил только 36 лет, но успел сделать многое в образовании, развитии и изучении Пермской губернии. Пётр Иванович преподавал в Москве, но, приезжая на родину, он все свободное время занимался сбором материала, связанного, как он писал, «с орнаментикой Пермяцкого края», разнообразие которой характерно для местных изделий домашнего производства.

Собранный материал Субботин-Пермяк изучил, обработал и описал в шести альбомах, которые сегодня хранятся в фондах музея. В них представлено более 570 уникальных образцов набойки, а сопроводительный текст рассказывает об особенностях набивного производства в Пермяцком крае и дает пояснения к рисункам. В них зашифрованы уральская природа, животный и растительный мир, языческая мифология, деревянная резьба домовых украшений, народные предания и фантазия коми.

Геометрический и растительный орнамент — самые популярные для пермяцкой культуры набойки, реже встречаются астральный и животный мотивы. Цветки-розетки, цветы и листья на ветках, стебли с бутонами перемежаются с мелким узором. Часто на кайме изображены птица, ветка или целое дерево, а также солярные — солнечные — знаки. В некоторых пермских набойках заметно влияние русских мастеров, а в других — татарских и восточных. Много в коллекции привозных русских набоек с орнаментами русских полотенец, кокошников, шелковых полушалков, косынок, фабричных тканей, есть элементы декоративного шитья в стиле ампир.
#13
Наименование: Набойная доска
Дата создания: ХIХ — начало ХХ века
Техника: резьба, сборка
Размеры: 14,5×14,5×14 см
#14
Набойная доска
#5
Так называемая манера, или набойная доска валикообразной формы, применялась для создания узора на ткани. Чтобы держать ее, по бокам вставляли специальные ручки. На ее рабочей поверхности выполнен геометрический рисунок из медных колышков и пластинок в шахматном порядке. Манера была передана в коллекцию музея основателем Коми-Пермяцкого музея, художником и этнографом Петром Ивановичем Субботиным-Пермяком, который собрал 570 образцов рисунков набивных досок по всему Пермяцкому краю.

Субботин-Пермяк первым начал изучать синильный промысел и технологии декорирования тканей в Прикамье. Он делал зарисовки узоров, изучал их происхождение и значение, беседовал с мастерами. Его интересовало все, что связано, по его словам, «с орнаментикой Пермяцкого края». Пётр Иванович преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве, организовывал художественные мастерские для детей и смог соединить в своем творчестве искусство Прикамья с чертами импрессионизма и русского авангарда.

С набивным промыслом познакомили мастеров Пермяцкого края русские ремесленники. Своего расцвета он достиг в конце XVIII — начале XX века. Пермские мастера привнесли в него свои народные черты, особое видение мира и одухотворенное отношение к символам в природе и легендах. Каждый красильщик в своей мастерской имел для набойки несколько сотен досок разной конфигурации: круглые, треугольные, прямоугольные, квадратные и валикообразные. Они состояли из одного, двух или трех рядов, плотно скрепленных деревянными гвоздями. Доски, изготовленные в начале ХХ века, скрепляли уже металлическими гвоздями. Для прочности набойные доски дополнительно крепили клином: такое скрепление гарантировало, что доски не поведет от сырости. Рисунок на набойках был составлен из деревянных и металлических шпилек высотой 2–3 мм, реже пластинок, дававших в набойке линию.

Центрами набойного ремесла в Пермяцком крае были крупные села: Кудымкар, Пешнигорт, Белоево, Верх-Иньва, Карпово, Ошиб, Тимино, Юрла, Коса. Чаще всего набойные доски делали из березы, реже из липы и ели. Пётр Иванович Субботин-Пермяк в своих сопроводительных записях к альбомам отмечает, что «красильное набивное производство занимает у пермяков самое исключительное положение. Набойщики есть в целом ряде сел Пермяцкого края». Некоторые набойные доски сохранили имена своих мастеров.
#15
Наименование: Набойная доска
Дата создания: ХIХ — начало ХХ века
Техника: резьба, ковка, сборка
Размеры: 6,5×50 см
#16
Набойная доска
#7
Представленная в экспозиции Коми-Пермяцкого музея доска была привезена основателем музея Петром Ивановичем Субботиным-Пермяком из этнографической экспедиции по изучению орнаментики Пермяцкого края. Это набойная доска, или так называемая манера, прямоугольной формы, однослойная, с клином для рукояти на обратной стороне. На лицевой части медными пластинками, шпильками и деревянными колышками набит растительный орнамент в виде цветка с пятью лепестками и листьями. Нижняя граница обрамлена плавно изогнутым стеблем. Такую доску использовали для набивания рисунка на скатертях и дубасах — сарафанах из крашеного холста.

В XIX веке на Севере и в центральных областях России была широко распространена кубовая набойка — окрашивание ткани в разные оттенки синего цвета со светлыми узорами. Сначала мастер наносил узор на ткань с помощью набойки, пропитанной специальным раствором из медного купороса или воска. Он назывался вапой и защищал ткань от пигмента. Затем материал высушивали и окрашивали в основной цвет, погружая в специальный куб. Набитые рисунки оставались светлыми благодаря химической реакции. Весь процесс занимал у опытного мастера два-три часа.

Мастерами на вредном для здоровья производстве были деревенские мужчины, «синильщики». Своим товаром и набойными досками они торговали на всех крупных ярмарках. Каждый мастер собирал свою коллекцию орнаментов из десятков и сотен штампов. Доски делали небольшого размера, узоры были растительные и геометрические, с изображением птиц с распахнутыми крыльями и языческих солярных (солнечных) знаков. Для композиции рисунка обычно чередовали разные элементы по горизонтали, вертикали или в шахматном порядке.

Массовая кубовая набойка перестала существовать в первой трети XX века, с приходом Промышленной революции и заменой ручного труда станочным. Древнее искусство ручной набойки с ее живым и разнообразным красочным узором оставило богатое наследие, обладающее высокой художественной ценностью. В ходе возрождения традиций набойное ремесло в ряде регионов возвращается в качестве местного колорита, а изделия, созданные с помощью старинной технологии, становятся прекрасными и аутентичными сувенирами.
#17
Наименование: Набойная доска
Дата создания: ХIХ — начало ХХ века
Техника: резьба, ковка, сборка
Размеры: 4,5×21,5×13,3 см
#18
Пояс-кушак
#11
Пояс-кушак — это обязательный элемент коми-пермяцкой народной одежды и сокровенный предмет для творчества, украшения повседневной одежды и культа. Традиционные коми-пермяцкие пояса были широко распространены в конце XIX — начале XX века, однако появились они в национальном костюме пермяков за несколько веков до этого.

Пояса делятся на два основных вида — узкие и широкие. Широкий пояс называют кушаком или опояской, узкий — тельником, покромкой или пояском. Кушак — принадлежность мужской одежды, его ткали шириной в 5–15 см и длиной 2,5–3 метра. Кушак должен был дважды обхватывать талию, а его длинные концы — свободно висеть. Собираясь в дорогу или на работу, мужчина в любое время года туго опоясывал верхнюю одежду кушаком, затыкал за него и подвешивал рабочие, охотничьи или дорожные принадлежности. Узкие пояски носили и мужчины, и женщины, особенно молодые: парни — поверх рубашки, а девушки — по сарафану. Ширина покромок и тельников была от 3 до 5 см, а длина — 1,5 метра.

Изготовлением поясов занимались и молодые девушки, и пожилые женщины. Широкие пояса всегда делали только на ткацком станке из нитей домашнего или фабричного прядения. Кушаки выполняли несколько функций: утилитарную, эстетическую и магическую. Они были воплощением духовной жизни народа, его культуры и традиций. Пояса дарили на праздники, использовали в обрядах, завязывали на удачу.

Для украшения поясов пермяки создали особые декоративные узоры, полные символизма. Самый традиционный вариант — красный узор на белом фоне. В основе орнамента — геометрический рисунок из прямых линий, треугольников, квадратов, ромбов. Каждая деталь имеет свое название на коми-пермяцком и русском языках: сынан — гребешок, перна — крест, радз — цедилка, катша кок — сорочья нога, тупöсь — оладушка, дзуган сер — путанка, баран сюр — бараний рог, кöр сюр — оленьи рога. Коллекция тканых поясов Коми-Пермяцкого музея, среди которых есть кушаки, покромки, тельники, насчитывает более 550 штук. Их продолжают изучать, чтобы лучше понять духовную и материальную жизнь пермского народа.
#19
Наименование: Пояс-кушак
Дата создания: начало ХХ века
Техника: ручное ткачество
Размеры: 252×65 см
#20
Образец набивного холста
#21
Набивная ткань — это полотно любого материала, на поверхность которой нанесен рисунок. Название пошло от старинной техники, когда рисунок набивали на ткань с помощью деревянных досок-трафаретов. Краску наносили на печатную доску, прикладывали ее на ткань узором вниз и прижимали специальным молотком. Краска хорошо впитывалась, и на материи оставался цветной орнамент.

По другой технологии на белую ткань с помощью трафарета наносили специальный раствор — вапу, а затем опускали изделие в чан с краской. Медный купорос в составе вапы защищал узор от пигмента, и он оставался светлым. Набойное ремесло зародилось в Индии, затем распространилось по Европе. В России оно сохранилось вплоть до 1930-х годов, отличаясь большим разнообразием узоров и яркостью красок.

В Коми-Пермяцком краеведческом музее имени Петра Ивановича Субботина-Пермяка хранится уникальная коллекция набойки, собранная основателем музея. Более 300 экспонатов представляют синильный промысел Пермской губернии XVIII–XX веков. В коллекцию входят набойные доски, сарафаны-дубасы, юбки, образцы набивных холстов, подклады головных уборов и верхней одежды. Сохранилось шесть альбомов, созданных Субботиным-Пермяком, где он описал более полутысячи узоров набойных досок, с их символикой и назначением.

Набойный промысел — одно из немногих ремесел, которые вышли за пределы отдельного хозяйства. Мастера-синильщики изготавливали и украшали ткани для жителей всего села, продавали их на ярмарках и покупали новые набойные доски с рисунками. У каждого мастера их могло быть по несколько сотен, а для одного изделия обычно использовали от одного до пяти орнаментов. Из печатного холста делали скатерти, полотенца, шили верхнюю, праздничную, традиционную коми-пермяцкую женскую одежду. Особенно любили орнаментировать дубасы — холщовые сарафаны. Набойная ткань встречается также на подкладе мужских зипунов и шабуров, на женских рубахах и головных уборах.

В коллекции Коми-Пермяцкого краеведческого музея хранятся набивные ткани с темно-синим кубовым фоном, реже — с зеленоватым. Цветовая гамма рисунка ограничивается несколькими интенсивными цветами: зеленым, оранжевым, желтым. Сохранилось только три подобных рулона, но набойка встречается на многих готовых предметах одежды и быта.
#22
Наименование: Образец набивного холста
Дата создания: конец XIX века
Техника: ткачество, набойка
Место создания: Сюльково, Пермская губерния, Россия
Размеры: 554×41 см
#23
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Доски набойные, пояс и образец ткани

Выставка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%