Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Благовещенский собор»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
Нагрудные иконы
#2
Смоленская икона Божией Матери
#3
На латунном медальоне XIX века изображен один из самых почитаемых в России образов — Смоленская икона Божией Матери.

В православном искусстве с самых важных икон принято создавать «списки», то есть живописные копии. Поэтому одно и то же название могут носить многие образы. Повторения могут быть написаны и масляной краской, и темперой, их льют из меди и других металлов. Некоторые из них не менее древние, чем оригиналы, и тоже прославились чудесами.

Разные иконы с изображением Богоматери и Младенца Христа принято делить на особенные типы. Те изображения, где они прижимаются друг к другу щеками, называют «Елеуса» или «Умиление». Иконы, где Богородица воздевает руки к небу — «Знамение». А Смоленская икона относится к типу «Одигитрии», что переводится с греческого языка как «Путеводительница».

На изображениях этого типа Богоматерь и Младенец не тянутся друг к другу. Левой рукой Дева Мария поддерживает Христа, а правой рукой указывает на Него как на Спасителя человечества. Он же торжественно благословляет верующих правой рукой, а левой держит свиток или книгу.

Существует множество версий происхождения названия «Одигитрия». Одна из них рассказывает, что древнейшее изображение Богородицы такого типа хранилось в храме женского монастыря Одигон в Константинополе. Рядом с обителью бил источник, вода которого исцеляла слепоту. Незрячие люди находили к нему путь с помощью монахинь, поэтому местность получила название «место проводников». Так саму обитель назвали «Одигон» — «Проводник», а его главную святыню — «Одигитрия». По другой версии икона хранилась во Влахернском храме, и однажды двух слепцов к исцелению привела сама Богоматерь.

Многие священники по-другому объясняют духовный смысл этого названия: Богоматерь тут указывает правой рукой на Христа как на единственный путь к Спасению, и поэтому сама она — указующая путь, то есть путеводительница.

Самая первая Смоленская икона Божией Матери была древней святыней. Известно, что на Русь ее привезли из Византии, но когда и кто — точных сведений не осталось. Считается, что случилось это не позднее середины XI века. Одно из сказаний сообщает, что византийский император Константин Порфирородный благословил этой иконой свою дочь царевну Анну, когда она вышла замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича.см

После Всеволода икону унаследовал его сын — Владимир Мономах. В конце XI века он перенес чудотворный образ из Чернигова в Смоленск. Там икона хранилась многие столетия, поэтому за ней закрепилось название «Смоленская». Святыне приписывают множество чудес, в том числе защиту от нападения войск Батыя. К сожалению, она исчезла в годы Великой Отечественной войны, и сегодня сохранились только ее списки.
#4
Полное наименование: Смоленская икона Божией Матери
Дата создания: конец XIX века
Размеры: 38×30 см
Место создания: Российская империя
Техника: латунь, чеканка
Коллекция: Музей истории Благовещенского Собора
Правообладатель изображений: Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль»
№ Госкаталога: 12407664
#5
Николай Чудотворец из села Куюки
#7
Икона «Николай Чудотворец из села Куюки» — это копия прославленной иконы с таким же названием. У жителей села есть предание, что самая первая чудотворная икона появилась тут в конце XIХ века. Маленький образ примерно тех же размеров, что и копия в музейной витрине, приплыл в село по реке Куюковке в 1897 году.

Накануне шел сильный ливень с грозой, который превратил мирную реку в бурный поток. Вода размыла берега и обнажила пласты бутового камня. Крестьяне стали добывать его, и в тот момент два молодых брата Гурий и Алексий обнаружили плавающую на воде медную чеканную икону Николая Чудотворца. Ее толщина была не больше листа плотной бумаги, а размер примерно как у спичечного коробка, но при этом изображение хорошо просматривалось.

Когда к месту обретения пришел священник, люди соорудили из камней нечто вроде аналоя — так называется высокий столик с покатым верхом, на который в церкви кладут иконы и книги. Они покрыли подставку белой скатертью и положили обретенный образ на ткань.

В следующие дни к священному месту стали стекаться верующие. В то же время появились и свидетельства о чудесных исцелениях от иконы. Весть разносилась по окрестностям, и в Куюки стали съезжаться паломники. По благословению архиепископа Казанского и Свияжского над иконкой повесили полотняный покров и поставили рядом подсвечник: богомольцы жертвовали свечи и масло, поэтому рядом с образом постоянно зажигали огонь.

Верующие приходили толпами, бывало, что собиралось и по пять тысяч паломников в день. Свидетели рассказывали, что некоторых обездвиженных людей привозили близкие, а уходили они уже на своих ногах. Благодаря щедрым пожертвованиям за несколько лет местные жители смогли построить каменную церковь во имя святого Николая, и чудесную икону перенесли в храм и поставили на почетное место.

Позже образ хранился в Казани, он находился в храме на улице Большая Проломная (впоследствии она стала называться улицей имени Николая Баумана). Но в 1997 году икону похитили злоумышленники, и с тех пор ее местонахождение неизвестно.
#6
Полное наименование: Жетон церковный Николай Чудотворец из села Куюки
Дата создания:
Размеры: 3×2,5 см
Место создания: Российская империя, Казанская губерния
Техника: латунь, чеканка
Коллекция: Музей истории Благовещенского Собора
Правообладатель изображений: Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль»
№ Госкаталога: 12407698
#8
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Нагрудные иконы

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%