Археологи установили, что ювелирное ремесло у волжских булгар достигло высокого уровня. Это подтверждают найденные при раскопках инструменты мастеров и многочисленные изделия.
На территории некогда крупных городских центров специалисты обнаружили разнообразные литейные формы для изготовления женских украшений и поясной гарнитуры, металлические матрицы-штамповки и наковальни для тиснения, а также молотки для чеканки и бронзовые пинцеты.
Для женщин мастера изготавливали пластинчатые и витые браслеты, перстни, серьги в форме луны и височные подвески из серебра или золота. Для мужчин отливали украшения для ремней, парадной конской сбруи. Ювелиры из Волжской Булгарии владели сложными приемами обработки драгоценных металлов. Например, украшали изделия тончайшими нитями и мельчайшими шариками в технике филигрань или декорировали сканью — напаивали рисунок из тонкого витого шнура. Скань выполняли из золота или серебра. Булгары тянули тонкую золотую нить вручную, с помощью особой стальной пластины с круглыми отверстиями. Подобные изделия мастера делали по заказу высшей знати или ее ближайшего окружения.
Изготавливали булгары не только искусные оригинальные украшения, но и их более дешевые аналоги для менее состоятельных заказчиков. Вместо сложных в исполнении скани и зерни в таком случае использовали литейные формы, имитирующие эту текстуру. Такую технологию называли «навыплеск». Сначала расплавленный металл заливали в форму, а через некоторое время выливали из неё. Тонкий слой остывшего материала повторял заданные очертания.
Наконечник ремня из коллекции Булгарского музея-заповедника выполнили в технике простого литья по форме. Его украшает резное изображение фантастического животного с головой и шеей дракона, небольшими крыльями, а также лапами и хвостом льва. Такой наконечник крепился к поясу с помощью четырех стержней цилиндрической формы. Поясную гарнитуру составляла также пряжка с рамкой и язычком, декоративные накладки и кольцо, на которое подвешивали ремень для ножен.
На территории некогда крупных городских центров специалисты обнаружили разнообразные литейные формы для изготовления женских украшений и поясной гарнитуры, металлические матрицы-штамповки и наковальни для тиснения, а также молотки для чеканки и бронзовые пинцеты.
Для женщин мастера изготавливали пластинчатые и витые браслеты, перстни, серьги в форме луны и височные подвески из серебра или золота. Для мужчин отливали украшения для ремней, парадной конской сбруи. Ювелиры из Волжской Булгарии владели сложными приемами обработки драгоценных металлов. Например, украшали изделия тончайшими нитями и мельчайшими шариками в технике филигрань или декорировали сканью — напаивали рисунок из тонкого витого шнура. Скань выполняли из золота или серебра. Булгары тянули тонкую золотую нить вручную, с помощью особой стальной пластины с круглыми отверстиями. Подобные изделия мастера делали по заказу высшей знати или ее ближайшего окружения.
Изготавливали булгары не только искусные оригинальные украшения, но и их более дешевые аналоги для менее состоятельных заказчиков. Вместо сложных в исполнении скани и зерни в таком случае использовали литейные формы, имитирующие эту текстуру. Такую технологию называли «навыплеск». Сначала расплавленный металл заливали в форму, а через некоторое время выливали из неё. Тонкий слой остывшего материала повторял заданные очертания.
Наконечник ремня из коллекции Булгарского музея-заповедника выполнили в технике простого литья по форме. Его украшает резное изображение фантастического животного с головой и шеей дракона, небольшими крыльями, а также лапами и хвостом льва. Такой наконечник крепился к поясу с помощью четырех стержней цилиндрической формы. Поясную гарнитуру составляла также пряжка с рамкой и язычком, декоративные накладки и кольцо, на которое подвешивали ремень для ножен.