Нарс-юх — традиционный струнный щипковый инструмент хантов. Его название переводится на русский язык как «играющее дерево». Нарс-юх также называют лодкой из-за схожести форм.
Инструмент изготавливали обычно из ели или осины. Верхняя крышка к корпусу приклеивалась клеем, изготовленным из внутренностей рыб.
Один конец нарс-юха заостряли, на противоположном делали развилку с перекладиной, на которой крепили струны. Их количество варьировалось от трех до пяти. Изначально струны делали из сухожилий или внутренностей оленя. На поверхности инструмента вырезали крестообразное резонаторное отверстие. Сверху также располагались поперечины-подставки, которые поддерживали струны. После подставки струны связывали в узел и крепили у заостренного конца.
В старину нарс-юх считался исключительно мужским инструментом. При игре его держали на коленях в горизонтальном положении, слегка наклонив. Принцип игры схож с игрой на русском инструменте — гуслях. Одной рукой музыкант защипывал струны, второй — тонировал звуки. Для этого он прижимал пальцы к определенным участкам инструмента. Длина струны при этом уменьшалась, благодаря чему менялся звук.
Под аккомпанемент нарс-юха исполняли песни, которые рассказывали о событиях из жизни духов, о подвигах легендарных богатырей. На этом музыкальном инструменте играли во время Медвежьего праздника — одного из главных торжеств у хантов. Нарс-юх использовался и в качестве шаманского атрибута при камлании — так называют обряд, во время которого шаман общается с духами. Шаманы никогда не продавали свой нарс-юх. Ханты верили, что, если человек продает инструмент, он продает душу.
В экспозиции «Югорское наследие» в витрине «Медвежий праздник» хранится нарс-юх, который изготовили в 1993 году. Тогда же его передали в Музей реки Обь. Современный нарс-юх отличается от тех, на которых играли в старину. В нем вырезано круглое резонаторное отверстие, а не крестовое, развилки на корпусе нет, а вместо струн из сухожилий — обычные металлические. Такие инструменты используют не только коренные жители Нефтеюганского района, но и ансамбли этнической музыки.
Инструмент изготавливали обычно из ели или осины. Верхняя крышка к корпусу приклеивалась клеем, изготовленным из внутренностей рыб.
Один конец нарс-юха заостряли, на противоположном делали развилку с перекладиной, на которой крепили струны. Их количество варьировалось от трех до пяти. Изначально струны делали из сухожилий или внутренностей оленя. На поверхности инструмента вырезали крестообразное резонаторное отверстие. Сверху также располагались поперечины-подставки, которые поддерживали струны. После подставки струны связывали в узел и крепили у заостренного конца.
В старину нарс-юх считался исключительно мужским инструментом. При игре его держали на коленях в горизонтальном положении, слегка наклонив. Принцип игры схож с игрой на русском инструменте — гуслях. Одной рукой музыкант защипывал струны, второй — тонировал звуки. Для этого он прижимал пальцы к определенным участкам инструмента. Длина струны при этом уменьшалась, благодаря чему менялся звук.
Под аккомпанемент нарс-юха исполняли песни, которые рассказывали о событиях из жизни духов, о подвигах легендарных богатырей. На этом музыкальном инструменте играли во время Медвежьего праздника — одного из главных торжеств у хантов. Нарс-юх использовался и в качестве шаманского атрибута при камлании — так называют обряд, во время которого шаман общается с духами. Шаманы никогда не продавали свой нарс-юх. Ханты верили, что, если человек продает инструмент, он продает душу.
В экспозиции «Югорское наследие» в витрине «Медвежий праздник» хранится нарс-юх, который изготовили в 1993 году. Тогда же его передали в Музей реки Обь. Современный нарс-юх отличается от тех, на которых играли в старину. В нем вырезано круглое резонаторное отверстие, а не крестовое, развилки на корпусе нет, а вместо струн из сухожилий — обычные металлические. Такие инструменты используют не только коренные жители Нефтеюганского района, но и ансамбли этнической музыки.