Основной транспорт юганских хантов зимой — нарты ручные (собачьи), либо оленьи. Вообще, ручная нарта использовалась хантами повсеместно. На такой нарте подвозили к месту охоты продукты и необходимые вещи, вывозили добычу. Ее грузоподъемность — до 400 кг.
Женские и мужские нарты в целом не отличались по устройству.
Тягловой силой служил человек, либо собака, либо они тянули нарту вместе. Упряжь человека — бечевка длиной 1,5 метра, привязанная к середине дуги; упряжь собаки — постромка длиной 1,85 метра и лямка в 50 сантиметров. Петлю одевали собаке на шею и закрепляли веревками под грудь за передними ногами.
Востребованы были и оленьи нарты. Они практически повторяют ручную нарту. Отличия заключаются в больших размерах оленьей нарты и массивности отдельных ее частей.
Ездовые нарты устроены так же, как грузовые, но чуть меньше по размерам и тщательнее обработаны.
Женская нарта была чуть длиннее мужской, потому что на ней размещались и дети, и чуть ниже, чтобы нога доставала до полоза. Особенно были распространены нарты со спинкой.
Существует такая легенда: два ханта решили построить нарты, пошли в лес и срубили два хвойных дерева. Один мужик не обтесал дерево и оставил ствол с сучками, а другой обтесал. Один поехал — только пыль столбом, а у другого же олени тянут, тянут и никак: сучки обратно тянут. Олени оглянулись на хозяина и говорят: «Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него все гладко сделано, а мы лес вместе с талой землей тащим за собой, у нас силы нет».
Нарты — легкие, удобные, эргономичные помощники в быту — продолжают служить людям. Их изготавливают и используют в том числе и юганские ханты. Изменения произошли только в тягловой силе для нарт. Коренное население активно пересело на технические средства, и нарты теперь стали «впрягаться» в снегоходы типа «Буран».
Из книги Зои Петровны Соколовой «Ханты и манси: взгляд из XXI века»: