Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Люди реки Юган. Быт юганских ханты»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Нарта деревянная (Авел)

Время создания
первая половина XX века
Место создания
СССР, Ханты-Мансийский АО
Размер
367x72x42 см
Техника
дерево; ручная работа
0
Открыть в приложении
#1

Основной транспорт юганских хантов зимой — нарты ручные (собачьи), либо оленьи. Вообще, ручная нарта использовалась хантами повсеместно. На такой нарте подвозили к месту охоты продукты и необходимые вещи, вывозили добычу. Ее грузоподъемность — до 400 кг.

Женские и мужские нарты в целом не отличались по устройству.

Тягловой силой служил человек, либо собака, либо они тянули нарту вместе. Упряжь человека — бечевка длиной 1,5 метра, привязанная к середине дуги; упряжь собаки — постромка длиной 1,85 метра и лямка в 50 сантиметров. Петлю одевали собаке на шею и закрепляли веревками под грудь за передними ногами.

Востребованы были и оленьи нарты. Они практически повторяют ручную нарту. Отличия заключаются в больших размерах оленьей нарты и массивности отдельных ее частей.

Ездовые нарты устроены так же, как грузовые, но чуть меньше по размерам и тщательнее обработаны.

Женская нарта была чуть длиннее мужской, потому что на ней размещались и дети, и чуть ниже, чтобы нога доставала до полоза. Особенно были распространены нарты со спинкой.

Существует такая легенда: два ханта решили построить нарты, пошли в лес и срубили два хвойных дерева. Один мужик не обтесал дерево и оставил ствол с сучками, а другой обтесал. Один поехал — только пыль столбом, а у другого же олени тянут, тянут и никак: сучки обратно тянут. Олени оглянулись на хозяина и говорят: «Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него все гладко сделано, а мы лес вместе с талой землей тащим за собой, у нас силы нет».

Нарты — легкие, удобные, эргономичные помощники в быту — продолжают служить людям. Их изготавливают и используют в том числе и юганские ханты. Изменения произошли только в тягловой силе для нарт. Коренное население активно пересело на технические средства, и нарты теперь стали «впрягаться» в снегоходы типа «Буран».

Из книги Зои Петровны Соколовой «Ханты и манси: взгляд из XXI века»:
#2

Сейчас многие традиционные средства транспорта вытеснены современными — мотосанями-буранами, гужевым транспортом, моторными лодками, катерами, вертолетами и самолетами и т. п. Но для оленеводов актуальным остается олений транспорт, для рыболовов — лодки-долбленки (на них проверяют сети), крытые лодки для переездов на Обь для рыбной ловли, для охотников — лыжи и ручные нарты (Соколова). Оленья упряжка, рыбак в верткой лодочке, охотник на лыжах с ручной нартой и собакой, лыжные спортивные гонки, прыжки через нарты, гонки на лодках по-прежнему остаются символами народной культуры хантов и манси.

#4
Нарта деревянная (Авел)
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Нарта деревянная (Авел)

Время создания
первая половина XX века
Место создания
СССР, Ханты-Мансийский АО
Размер
367x72x42 см
Техника
дерево; ручная работа
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%